В Союзе пациентов не поддержали идею ограничения возраста женщин при использовании ЭКО в рамках ОМС

Во Всероссийском союзе пациентов считают неправильной идею ограничить возраст женщин, которые для рождения ребенка прибегают к процедуре экстракорпорального оплодотворения. Об этом "Российской газете" рассказал сопредседатель ВСП Ян Власов.
iStock

В Союзе пациентов подготовили предложения по улучшению медицинской помощи бесплодным парам.

Предложение установить планку предельного возраста, при котором женщина может прибегать к вспомогательным репродуктивным технологиям (прежде всего, речь об ЭКО), прозвучало в середине апреля на круглом столе в Совете Федерации и вызвало серьезный резонанс. Тем более, что называемый некоторыми экспертами возраст 38-40 лет воспринимается в обществе как вполне еще молодой, чтобы рожать детей и даже первого ребенка. Реальность такова, что многие современные женщины увлечены карьерой и - хорошо это или плохо - только ближе к 40 задумываются о потомстве.

Предложение установить некую "отсекающую" планку исходило от Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ). Репродуктологи пояснили, что у женщин старше 40 снижается эффективность процедуры ЭКО, и нередко пациентки прибегают к нескольким попыткам забеременеть таким способом. Но дело не только в женской физиологии или возрастающем с возрастом родителей риске родить ребенка с генетическими отклонениями (тем более, что эмбрионы при ЭКО проверяют на такие патологии, то есть риск рождения больного ребенка при ЭКО на самом деле ниже, чем при естественной беременности у родителей того же возраста). Дело еще и в деньгах. Сейчас ни возраст потенциальной мамы, ни количество попыток ЭКО формально не ограничивают - решение принимает лечащий врач совместно с пациенткой и в зависимости от здоровья женщины. Но поскольку программа ЭКО - это дорогостоящий вид медицинской помощи, ограничение возраста пациенток, получающих такую помощь бесплатно по ОМС, могло бы помочь использовать бюджет более рационально, то есть в пользу более молодых женщин, у которых выше шансы на успех.

В Союзе пациентов считают такой подход и такую логику неправильными, и предлагают не ограничивать, а, наоборот, усовершенствовать применение вспомогательных репродуктивных технологий.

"Поскольку ВРТ является сложной и дорогостоящей процедурой, вопрос качества ее осуществления выходит на первый план как с точки зрения защиты интересов пациенток, так и с точки зрения рационального расходования бюджетных средств", - комментирует Ян Власов.

Он считает, что существует проблема информированности пациенток, в результате многие пары, которые не могут зачать ребенка, обращаются за медицинской помощью позже, чем могли бы, или не обращаются вовсе.

"По данным ВЦИОМ (исследование "Отношение населения к проблеме сохранения репродуктивного здоровья", 2020 год), 30% респондентов не знают о наличии специальных медицинских учреждений - центров репродукции в своем регионе. Лишь 15% справедливо полагают, что услуги центров репродукции доступны всем, а 65% (!) считают, что высокотехнологичная помощь недоступна всем желающим. И до сих пор более трети думают, что ВРТ недоступны по ОМС, что за процедуры нужно платить", - отмечает Власов.

Вторая проблема - в ВСП считают, что существующая законодательная база, которая регулирует оказание медицинской помощи в сфере женского репродуктивного здоровья, требует изменений.

Поскольку в рамках Порядка №803 от 31.07.2020 N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" сейчас, согласно утвержденному Минздравом РФ порядку использования ВРТ, в качестве критерия эффективности лечения бесплодия с помощью ЭКО выступает доля (% от числа пролеченных) женщин, у которых беременность подтверждена с помощью ультразвукового исследования, - поясняет эксперт. Но не менее важно, сумела ли женщина после ЭКО выносить беременность и родить ребенка. Поэтому в ВСП предлагают в качестве критерия эффективности указать также рождение живого ребенка (живорождение) и ввести соответствующий показатель при учете. Таким показателем может быть количество живорождений по отношению к количеству переносов эмбрионов (успешно проведенных процедур ЭКО), а также количество осложнений беременности по отношению к количеству переносов и заборов яйцеклеток.

"Также необходимо четкое следование принципу установленного нормативами погодового финансирования, а не только финансирования части года (например 1-го квартала). Нарушение приводит к тому, что многие пациенты не могут спланировать свое лечение", - отметил Ян Власов.

В ВСП считают, что также необходимо учитывать мнение пациента при выборе лечебного учреждения по ОМС, чтобы обеспечить следование финансирования за пациентом. (Роддома и женские консультации уже много лет работают по этому принципу - благодаря введению родовых сертификатов). Нечто подобное, возможно, стоило бы ввести и в отношении применения ВРТ. "Сейчас же, например, в листе ожидания ряда клиник в Санкт-Петербурге - до 500 пациентов, которые вынуждены ожидать выделения объемов соответствующей помощи до следующего года", - подчеркнул Власов.