Статья 235 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" нуждается в корректировке как не соответствующая Конституции РФ.
С жалобой на то, что в Челябинской таможне разрешили познакомиться с семью томами документов только визуально, в КС обратилась компания "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ". Она импортировала из Китая стекломагниевые листы из древесных отходов. Но таможенные органы по итогам проверки скорректировали стоимость товара. Подготовить и подать возражения на акт проверки компания не смогла, так же как и жалобу, поскольку "запомнить хотя бы выборочно содержание материалов, насчитывающих более двух тысяч листов, невозможно", сказано в жалобе в КС.
Арбитражный суд исходил из того, что поскольку в статье 235 прямо не указано, что фотографировать материалы проверки и делать выписки разрешено, - значит, запрещено. Тем более что есть письмо минфина с соответствующими разъяснениями. Но судьи КС отказались трактовать указанную норму в запретительном порядке. По их мнению, статья 235 не устанавливает специального порядка ознакомления с материалами таможенной проверки, а лишь предусматривает, что такое ознакомление возможно при определенных условиях. В то же время копирование документов может привести к неконтролируемой утечке данных, составляющих государственную тайну, а также коммерческую, налоговую, банковскую тайну иных лиц, помимо проверяемого. Следовательно, в подобных случаях закон не предполагает возможности использования технических средств, предназначенных для копирования (фотографирования) таких материалов.
Но в статье 101 Налогового кодекса есть прямое указание: "Ознакомление с такими материалами (налоговой проверки. - Прим. ред.) осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий". И такой принципиально иной подход КС не может не учитывать. Федеральному законодателю поручено устранить расхождение, обнаруженное в связи с жалобой компании-импортера. Однако "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" это вряд ли поможет. КС РФ постановил, что свое право на ознакомление с материалами проверки она реализовала, а следовательно, "отсутствуют необходимые предпосылки для пересмотра конкретного дела с участием заявителя, в ходе рассмотрения которого судами было установлено, что подавляющая часть материалов таможенной проверки, на ознакомлении с которыми он настаивал, находилась в распоряжении самого заявителя".