Чаще всего уезжали на заработки в другие регионы жители Подмосковья (18,5% от всех занятых), Адыгеи (18%), Ленинградской области (15,7%), Чувашии (12,9%), Марий Эл (12,1%), Калмыкии (10,3%).
Центрами притяжения рабочей силы в основном стали северные территории и крупные экономически развитые города. Самое большое количество трудовых ресурсов привлекли Ямало-Ненецкий автономный округ (34,9%), Ненецкий автономный округ (20,8%), Ханты-Мансийский автономный округ (19,9%). Москва находится на четвертом месте по количеству приезжающих на работу граждан (18,6%). Санкт-Петербург привлекает 6,6% сотрудников и находится на девятом месте.
Чаще других на переезд готовы молодые сотрудники. "Люди старше 45 лет в меньшей степени готовы к переездам. Чаще уезжают мужчины. Типичный портрет внутрироссийского трудового мигранта - специалист с высшим образованием или квалифицированный рабочий, проживающий в городе", - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Эксперты называют сложившуюся ситуацию закономерной. Сокращается численность трудоспособного населения в России, и количество переезжающих сотрудников в том числе, поясняет проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Кроме того, на количестве переездов сказалась СВО. Молодые, готовые к переездам мужчины были мобилизованы или сами решили стать добровольцами. Некоторые сотрудники уехали из страны, часть уже вернулась, но не готова к переездам.
Многим сотрудникам больше не нужно покидать собственный регион, чтобы найти работу, считает Елена Лимонова, директор по развитию кадрового агентства Стафф-АП, эксперт по вопросам труда Московского отделения "ОПОРА России". "С расширением производства предприятий тяжелой промышленности возрос спрос на кадры в регионах. Это в первую очередь касается Урала и Поволжья", - поясняет она.
Сокращает переезд персонала и распространение удаленного режима работы. "Для создания рабочего места требуются лишь компьютер и выход в интернет. Место проживания при этом не имеет значения", - констатирует Елена Лимонова. Она поясняет, что этот режим активно используется для привлечения программистов, маркетологов, специалистов по PR, дизайнеров в том числе из других регионов.