Жанабиль Давлетбаев: Налоговое законодательство должно быть удобным

Мы много раз говорили, что Налоговый кодекс (НК) призван стимулировать бизнес выйти из тени, а законодательство должно быть удобным и легким для понимания гражданами, особенно в отношении налогообложения. Конечно, определенные сдвиги в этом направлении есть, но до совершенства пока далеко.
Жанабиль Давлетбаев: Некоторые наши рекомендации не были приняты.
Жанабиль Давлетбаев: Некоторые наши рекомендации не были приняты. / МДС

Около года назад в Кыргызстане приняли новую редакцию Налогового кодекса. Подготовка документа вызвала много споров. Международный деловой совет неоднократно высказывал критические замечания по поводу некоторых позиций, которые, на наш взгляд, могли ухудшить ведение бизнеса в республике.

Потом началась работа над поправками в НК. После длительных дискуссий нам все же удалось найти компромисс с разработчиками в отношении изменений, которые было предложено внести в законодательство.

В начале апреля 2023 года президент Кыргызстана подписал Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере налогообложения. Поправки не только существенно улучшили фискальное законодательство, но и облегчили работу бизнеса в стране.

На некоторых моментах я бы хотел остановиться отдельно. Во-первых, для плательщиков единого налога исключили верхний порог объема выручки в 30 миллионов сомов в год. Это большой плюс. Если помните, для предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) действовал специальный налоговый режим - вместо трех видов налогов они уплачивали один.

Однако в случае, если годовая выручка предприятия МСБ превышала 30 миллионов сомов, то оно автоматически становилось плательщиком налога с продаж, с прибыли и НДС. Для того чтобы этого избежать, предприниматели вынужденно шли на некоторые хитрости. Были случаи, когда одни старались не показывали всю выручку, другие просто "дробили" свой бизнес. Теперь необходимость в этом отпала.

Во-вторых, в число поправок, внесенных в НК, включили наши рекомендации по поводу работы коммерческих банков. В связи с особенностями их деятельности финансово-кредитные учреждения больше не являются налоговыми агентами в отношении уплаты так называемого "обратного" НДС - обязательного платежа, уплачиваемого покупателем за товары и или услуги, приобретенные за рубежом у иностранной компании, которая не зарегистрирована в налоговых органах Кыргызстана. Это, к примеру, может быть компьютерная программа Microsoft. Корпорация не зарегистрирована в КР, но если поставщик завозит ее продукцию на территорию республики, то он обязан будет уплатить НДС - 12 процентов.

Было много споров по поводу банковской тайны. В итоге решено, что запрос со стороны налогового органа информации об операциях по счетам компаний будет проводиться только в рамках налоговых проверок и по мотивированному решению налоговой службы.

Еще на одном позитивном моменте мне хотелось бы остановится особо. Если помните, при разработке проекта изменений в налоговое законодательство предлагалась норма, в которой оговаривался механизм ограничения зарубежных интернет-ресурсов, не зарегистрированных в Кыргызстане. Мы озвучили наши опасения, что такой механизм может привести к блокировке известных зарубежных онлайн-платформ и тысяч платных или частично платных сервисов.

Действующая сейчас процедура регистрации зарубежных интернет-компаний в качестве налогоплательщиков НДС достаточна. По нашему мнению, нет необходимости применять карательные меры и ограничивать доступ граждан к полезным IT-ресурсам. Мы рады, что авторы законопроекта приняли к сведению данные рекомендации.

Вопрос о завозе в республику электрокаров и запчастей к ним тоже обсуждался бурно. В свое время к нам обратились компании, поставляющие в страну эти транспортные средства. Они просили предусмотреть льготы по уплате НДС на весь цикл оборота. То есть не только на поставку самих машин, но и на комплектующие для них.

В Налоговый кодекс внесли норму, согласно которой завоз в республику транспортных средств с годом выпуска до пяти лет, приводимых в движение только электрическим двигателем, а также комплектующих к ним является поставкой, освобожденной от НДС. Это способствует стимулированию импорта и использованию "зеленых" авто не только физическими лицами, что должно ускорить процесс перехода на электрокары.

Теперь немного о тех рекомендациях, которые не были учтены в принятом пакете изменений, но, на наш взгляд, являются очень важными.

Прежде всего это касается срока применения нулевой ставки налога с продаж при безналичном расчете. К сожалению, разработчики закона не дали добро на исключение двойной ответственности за неприменение счетов-фактур как поставщиком, так и покупателем.

Не смогли мы убедить авторов закона и в нецелесообразности предлагаемых высоких ставок налога на доходы от добычи некоторых металлов, применение нулевой (взамен освобожденной) ставки НДС на экспорт в страны ЕАЭС металлосодержащих руд, концентратов, сплавов и аффинированных металлов.

Не вошли в закон о поправках также некоторые рекомендации в сфере электронной торговли - поэтапный переход налогоплательщика на электронный вид поставок, освобождение от НДС консультативно-правовых услуг, оказанных некоммерческими организациями, в том числе бизнес-ассоциациями. Между тем такое освобождение могло бы способствовать увеличению правовой грамотности населения

Кроме того, МДС еще в 2021 году при обсуждении новой редакции Налогового кодекса рекомендовал исключить ряд норм, которые усиливают карательный характер функционирования налоговой службы, - функцию дознания, прямую зависимость от собираемости налогов, существенный размер пени, значительное увеличение размеров налоговых санкций, запрет на обжалование некоторых актов ведомства. Данные рекомендации не приняты и в нынешних поправках.