Сборы за проезд через тоннели на автодороге Бишкек - Ош предлагали повысить в Дорожном фонде (ДФ) при министерстве транспорта и коммуникаций КР осенью 2022-го. Основание - действующие тарифы утвердили в 2004 году и с тех пор не пересматривали. При этом стоимость эксплуатации пропускных сооружений за прошедшие 20 лет выросла в разы.
Согласно расчетам ДФ, плата за проезд должна была увеличиться на сумму от пяти до 80 сомов в зависимости от вида автомобиля и страны, в которой он был зарегистрирован.
Новый проект постановления правительства, вынесенный на общественное обсуждение в апреле 2023-го, отличается от предыдущего более подробным описанием автотранспортных средств. Речь, к примеру, идет об автомобилях, "используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения" или "предназначенных для перевозки грузов и имеющих технически допустимую максимальную массу более 12 тонн".
Кроме того, в новую редакцию внесли "прицепы, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 10 тонн" и "сверхширокие тракторы с максимальной расчетной скоростью не более 40 км/ч. характеризующиеся значительными размерами и предназначенные специально для обработки больших сельскохозяйственных площадей (комбайны)".
Что касается размера тарифа, то плата за проезд, указанная в новой редакции постановления, практически не отличается от прошлогоднего предложения Дорожного фонда. К примеру, для легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, зарегистрированных в республике, увеличение составит пять сомов, а для таких же транспортных средств с иностранными и транзитными номерными знаками вырастет до 200 сомов.
Больше всего - 5000 сомов - будут платить водители, управляющие зарегистрированными за рубежом комбайнами и грузовиками для перевозки крупных грузов.
По данным Дорожного фонда при минтрансе КР, поступление денежных средств в результате сбора с водителей за проезд по тоннелям на дороге Бишкек - Ош составило в 2019 году около 65 миллиона сомов, 2020-м - 71,2, 2021-м - 117 миллионов. Такая динамика, как отмечают в фонде, объясняется увеличением количества проезжающих через тоннели автомобилей. В 2020-м число транспортных средств превысило миллион, а в 2021-м - 1,5 миллиона единиц.
- После утверждения новых тарифов прогнозируется рост поступлений финансовых средств на 44 процента. На основании расчетов установлено, что себестоимость содержания тоннелей после внедрения автоматизированной системы оплаты проезда в 2018 году равняется примерно 130 миллионам сомов в год, - пояснили в ДФ.
Справка "РГ"
Автотрасса Бишкек - Ош - одна из самых оживленных в Кыргызстане. Дорога имеет стратегическое значение, так как соединяет юг и север республики. Решение о строительстве магистрали Совет министров СССР принял в 1956 году. Осенью того же года для реализации грандиозного проекта было создано специальное 16-е управление.
Строительные работы начались в 1957-м. За следующие восемь лет строители осуществили более 10 миллионов кубометров земляных работ, возвели 97 мостов, проложили 924 водопропускные трубы общей протяженностью 13 километров, установили шесть противолавинных галерей.
Тогда же был построен самый известный из пяти тоннелей автотрассы - 2,5-километровый тоннель имени Кусаина Кольбаева (первого министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизской ССР), который сдали в эксплуатацию в 1964 году.
Как отмечают специалисты, это было уникальное строительство в условиях высокогорья, не имевшее аналогов в Советском Союзе. Почти половину работ произвели на высоте двух-трех тысяч метров над уровнем моря.