Поделиться

Как пограничники-добровольцы охраняют Мариуполь

"Салам пополам", - с улыбкой машет рукой бородатый спецназовец в зеленом берете. И на его голос невольно оборачиваются все, кто скопился на блокпосту у въезда в Мариуполь. Несущие службу бойцы комендатуры внимательно всматриваются в военного в необычном камуфляже.
Николай Грищенко/РГ

- Это что, с американских коммандос сняли зеленые береты? - говорит один из мотострелков.

- Наши, пограничники, - отвечает другой.

Так произошло знакомство с командиром отделения пограничников из отряда "Ямал" Арсеном с позывным Адмирал.

После проверки документов и традиционного обмена сигаретами грузимся в старенькую "буханку" и по полевой дороге, поднимая фонтаны грязи, едем на базу.

- С дороги лучше не сходить. Могут быть мины или неразорвавшиеся снаряды. Работы саперам хватит не на один год, - говорит Адмирал.

Заезжаем на территорию бывшего рыбколхоза. Теперь рыбаков сменили военные. Вместо сейнеров на линии горизонта маячат военные корабли: своими зенитными установками они прикрывают Мариуполь и окрестности от ударов ракетами Himars. Песчаный пляж Азовского моря густо усеян украинскими минами - противопехотными и противотанковыми.

- Здесь размещались грузинские наемники. Они готовились упорно оборонять город: обустроили позиции, вырыли капониры для бронетехники, построили ложные объекты - установки ПВО и танки. Все заминировали. Встречаются монки, противопехотные управляемые мины и классические нажимные мины. Много растяжек было. В трупы собак мины тоже прятали - расчет на то, чтобы наши бойцы подрывались, убирая территорию. Рассказывает командир другого отделения пограничников с позывным Зация.

На вопрос, как поняли, что здесь воевали грузинские легионеры, командир ответил:

- В одной из комнат нашли кучи лари - грузинских денег. Они были в крови, видимо, хозяевам грязные деньги не понадобились. Документы нашли на грузинском языке, форму с пятнами крови. Надписи на стенах были на грузинском... Затерли.

Зачистив местность, российские пограничники стали обживать базу: сделали столовую, баню, мастерские для ремонта техники. На побережье оборудовали полигон. Теперь на фоне живописных морских видов зеленые береты тренируются ставить и снимать мины, отрабатывают стрелковые навыки и рукопашный бой.

- Специфика пограничного рукопашного боя заключается в том, что во время тренировок упор делается на работу с суставами, с теми местами, которые невозможно укрепить или накачать. Это необходимо, чтобы молодой солдат, который противостоит подготовленному диверсанту, смог с ним справиться. Боец воздействует на кисть, локоть, подбородок, - объясняет Сергей.

История сводного пограничного отряда "Ямал" имени Дмитрия Разумовского началась осенью прошлого года в Тюменской области. Отряд сформирован из добровольцев, которые ранее проходили службу в пограничных войсках.

- Мы опытные мужчины. Прошли горячие точки на Северном Кавказе и в Средней Азии. В октябре поняли, что наш опыт нужен Родине. Ехали со всей России. Я, например, прибыл из дагестанского города Избербаш, а Сергей - из Ноябрьска, - рассказывает Арсен. - У нас разные военно-учетные специальности, но объединяет желание служить. Сейчас требуются саперы, и потому в сжатые сроки освоили минное дело. Прикомандированы к стрелковому батальону на запорожском направлении. На базе только канцелярия, медицина, ремонтные мастерские и склад провианта, а мы стоим на первой линии.

Боремся также с диверсионными группами противника, и в этом случае нам помогает минное дело. Ставим растяжки и сигнальные мины. Действия отработаны до автоматизма. Цели пристреляны, и едва срабатывает звоночек, в заданный сектор обрушиваем шквал огня. Ведем разведку местности.

Взаимовыручка отработана и с другими родами войск. Например, с десантниками даже проводим соревнования. Они стреляют из новых АК-12, а мы - из проверенных временем АК-74. Пока наши "весла" (так в армии называют автоматы с нескладывающимися прикладами) дают лучшие результаты.

- Без ложной бравады скажу: мы отличаемся от украинских солдат более высокой мотивацией и боевым духом. Они отказались от своего прошлого - подвигов победителей в Великой Отечественной войне, а у людей, забывших свое прошлое, нет будущего. Мы, в отличие от ВСУ, сражаемся за всю страну. Я воюю за троих сыновей, Арсен - за пятерых братьев, и каждый готов переносить все тяготы и лишения. А кроме того, нам помогают люди со всей страны. К примеру, ветераны из Тюменской области прислали машины, пограничники из Краснодарского края передали продукты, из Карачаево-Черкесии привезли теплые вещи и инструмент, из Ростова-на-Дону - маскировочные сети. Наше дело правое, враг будет разбит, - говорит Сергей.

Фото: Николай Грищенко/РГ