Поначалу, когда в роли возрастных персонажей - купчихи Дарьи Федосеевны Кругловой и богатого купца Ермилы Зотыча Ахова - публика увидела гибких и энергичных молодых людей, которые и не думали изображать стариков, то испытала, как модно нынче говорить, когнитивный диссонанс. Однако по ходу действия перестала обращать на это внимание, охваченная желанием узнать: что выберут Дарья Федосеевна и ее дочь Агния: любовь или богатство, молодость или старость? Это всегда интригует, хотя загадки нет, ведь пьеса классическая.
Тем не менее всегда удивляет, когда, пусть и после колебаний, купчиха и дочь-бесприданница выбирают любовь. Это ставит в тупик и престарелого купца-миллионщика, уверенного, что сила - в деньгах. Для него это равносильно попранию вековых устоев: порядка не осталось, бедные гордятся, а должны бы в ногах валяться у благодетеля. "Как же дальше жить?" - растерянно вопрошает хозяин жизни Ахов.
Отказ от обеспеченного будущего в общем-то нетипичен ни для эпохи Островского, ни для наших дней. Но в этом-то и "мораль сей басни". Здесь, возможно, впервые у Островского, слабые с виду женщины сумели проявить независимость и волю.
Студенты хорошо прочувствовали и достоверно отыграли этот конфликт. Тем более что некоторым молодым актрисам довелось на собственном опыте испытать, что это такое - ухаживания немолодого обеспеченного поклонника.
- Островский - хороший драматург для обучения, - в один голос говорят Алена Ревнева и Валентин Анциферов, сыгравшие соответственно Дарью Круглову и Ермилу Ахова. - Пьеса короткая, но насыщена событиями, идет без антракта, и протянуть целую линию достаточно сложно, надо все помнить, держать в голове то, что произошло раньше. И если в предыдущей сцене что-то пошло не так, то думать, как играть дальше.
В роли возрастных персонажей им было непросто, но не внешне (задачи "состарить" себя не ставилось), а внутренне, во взаимодействии с партнерами. Но за четыре курса в мастерской Юрия Соломина ребята научились чувствовать друг друга на сцене, это передавалось и в зрительный зал. Сложные монологи и диалоги с обилием лексики давно прошедших дней в исполнении молодых актеров слух не резали. Да и в образах своих персонажей они были органичны. Действующих лиц в спектакле семеро, но в нем заняты все 30 студентов мастерской. В постановке много массовых сцен с песнями и плясками - действие происходит на масленичной неделе.
- Спектакль специально ставился к 200-летнему юбилею Александра Николаевича Островского. Так как Малый театр - Дом Островского, сейчас вводится правило, чтобы на каждом выпускном курсе был хотя бы один спектакль по его пьесе, - сообщила режиссер-педагог, актриса Малого театра Ольга Жевакина.
Показывать дипломные спектакли в других городах щепкинцы начали не так давно. Причем показы эксклюзивные, они не повторяются. Вот и нынче если "Не все коту масленица" увидели уфимцы, то "Живут такие люди" посмотрят хабаровчане. "Безымянную звезду" покажут на фестивале в Ярославле, а сцены из "Ромео и Джульетты" уже участвовали на фехтовальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Все перечисленное - дипломные работы студентов мастерской Юрия Соломина нынешнего года.
Не все выпускники смогут сразу найти работу. Но некоторым крупно повезло - они уже подписали контракты с Малым театром и даже заняты в главных ролях. Как рассказала Ольга Жевакина, Алена Ревнева играет Золушку, Екатерина Чаннова - Герду в "Снежной королеве", Никита Шайдаров - Хлестакова в "Ревизоре".