И жители Свердловской, Курганской, Тюменской и Челябинской областей, к сожалению, дали огню шанс разгуляться. Особенно постарались свердловчане - половина всей выгоревшей площади в УрФО пришлась на этот регион. 25 апреля и вовсе войдет в историю: за сутки на Среднем Урале случилось шесть крупных техногенных пожаров, несколько лесных, а уж небольшие возгорания и пересчитать трудно. В результате почти 700 человек в разных населенных пунктах остались без жилья. Больше других пострадали поселки Сосьва и Таежный. Только из резервного фонда области на помощь погорельцам направлено 95 и 4,5 миллиона рублей соответственно. А сколько средств было потрачено на тушение и сколько нужно израсходовать на восстановление жилья и инфраструктуры, еще предстоит подсчитать и прослезиться.
Эти пожары, как и 96 процентов возгораний, в принципе, возникли при участии людей. Одни беспечно сжигали мусор и палили сухую траву, другие игнорировали требования устроить минерализованные полосы вокруг опасных объектов. И это притом, что в регионе введен противопожарный режим и любое разведение огня считается его нарушением. А выжигание пожнивных остатков в нашей стране под запретом.
Сейчас меры многократно усилены: в патрулировании лесов участвуют и лесничие, и сотрудники МЧС, и представители местного самоуправления. Над лесами барражируют самолеты авиалесоохраны, видеомониторинг ведется и с помощью спутников, но все-таки надзорные и охранные структуры, по признанию руководства департамента лесного хозяйства, не могут охватить вниманием всю территорию. Чтобы снизить опасность возникновения новых возгораний, с 28 апреля по 5 мая в Свердловской области приостановили охотничий сезон и ввели режим усиленного патрулирования. Среди нарушений, которые обнаружили инспекторы, - отсутствие минерализованных полос, захламление, сжигание мусора возле домиков и использование мангала.
Интересный факт: огонь, который начался на площадках предприятий и в поселках, легко перебирался на деревья. А вот обратной ситуации, когда от лесного пожара загорелись бы жилые дома, удалось избежать. Вообще апрельские пожары, которые доставили столько проблем людям, лесам существенного вреда не нанесли.
- В основном были низовые пожары, а наши леса - уральские, сибирские - к ним устойчивы. Местами между деревьями еще снег лежит - и в горной части, и в районе Сосьвинского лесничества. Поэтому пока говорить о серьезном ущербе лесу не будем. Основной вред и гибель лесов происходит от летних и осенних пожаров. Уже в мае огонь может нанести больший ущерб, привести к гибели лесных насаждений. Важно этого не допустить, - объяснил замначальника департамента лесного хозяйства по Свердловской области Сергей Куплевацкий.
Первого мая на севере Свердловской области выпал снег. Но большая часть территории региона не дождалась осадков, которые могли бы сделать ситуацию с пожарами менее напряженной. Вызывает тревогу и теплая погода, которая манит уральцев на природу. В прошлом году резкое увеличение числа пожаров пришлось именно на длинные майские выходные. Кстати, по данным МЧС, если в обычные дни в стране каждые 10 минут происходит пожар, то в дни майских праздников - два пожара в минуту.
Сергей Воронов, замдиректора департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России:
- Наша задача, с учетом свердловской трагедии, инициировать изменения в КоАП РФ о том, что собственник земли будет в законодательстве презюмироваться в потенциале ответственным лицом, даже если на его земельном участке противоправные действия, связанные с обеспечением пожарной безопасности, совершают другие лица.