- Мы с командой разработали семь экскурсий. До 2030 года планируем вовлечь в промтуризм не менее 50 производств, например Собский рыбоводный завод, который занимается искусственным воспроизводством ценных видов рыб, - поделился планами директор департамента молодежной политики ЯНАО Наиль Хайрулин.
К этому же сроку должен окончательно сформироваться национальный турмаршрут, где туристу покажут все этапы добычи и переработки газа - до производства из него разных бытовых изделий. Ожидается, что в проекте помимо ямальцев поучаствуют Тюменская область и Югра. Кроме того, совместно с РЖД прорабатывается запуск железнодорожного круиза Москва-Лабытнанги-Бованенково с возможностью остановки в тундре с выходом в стойбище к коренным жителям.
Победителей акселератора определяли не только по результатам защиты проектов, но и по итогам инспекционных выездов. В частности, в арктическом регионе экспертов принимала нефтесервисная компания "Технологии ОФС". Экскурсия называлась "Бурим и точка": надев желтые жилетки и каски, гости познакомились с основными цехами, узнали, как добывали ресурсы раньше и как организован процесс сейчас. По словам ментора региональной команды Ольги Юраковой, у предприятия редкий познавательный контент: львиная доля всех скважин в России оснащена его оборудованием.
Следующим пунктом посещения стал завод "Арктическая вода", который использует в качестве источника огромное подземное озеро в зоне вечной мерзлоты. Также эксперты побывали на семейном предприятии - в рыболовецкой артели "Орион". За смену здесь производят до тысячи банок консервов из частиковых и сиговых пород, плюс полуфабрикаты, копченую и вяленую рыбу. Еще одним участником акселератора стала "Первая ямальская чайная мануфактура": гостям рассказали все о производстве чая без кофеина и особенностях его купажирования, провели мастер-класс по упаковке.
Как отметила глава АСИ Светлана Чупшева, в программу промтуризма включилось уже 50 регионов и 400 предприятий. Для кого-то это первый опыт, кто-то перестроил свои экскурсии с точки зрения безопасности и интереса для туристов. Задача - не только развлекать и просвещать, но и привлекать молодые кадры. В прошлом году участие в профориентационных мероприятиях приняло около десяти тысяч студентов, почти треть из них заявила о готовности работать на производстве. Также было создано три российских центра компетенций по промтуризму: в Кемеровской, Челябинской областях и Пермском крае. Там будут обучать региональные и корпоративные команды.
Добавим, что из восьми субъектов РФ, которые недавно получили статус наставников по промтуризму, два находятся именно в УрФО - Челябинская и Свердловская области. Так, власти Среднего Урала заключили соглашение с АСИ еще в 2020 году. Представители 20 предприятий прошли обучение и усовершенствовали свою работу с гостями. Как следствие, турпоток в 2022 году вырос более чем в два раза, до 15 тысяч человек.
По оценке Алексея Беспрозванных, заместителя министра промышленности и торговли РФ, в прошлом году интерес в стране к промышленному туризму вырос в три раза. Производственники начали заниматься популяризацией своих брендов, привлечением новых специалистов, многие субъекты уже разработали планы, встроенные в общие стратегии развития местного туризма. Как ожидается, аудитория проекта увеличится к 2024 году в 1,5 раза, а в этом году она составит 800 тысяч человек.