Дмитрий Чинов: "Девиз издательства "Alpaca" - выпускать только то, что мы сами хотим прочитать"

22-23 апреля состоялся Московский международный фестиваль комиксов "КомМиссия-2023". Одним из участников комикс-маркета в "Зарядье" стало независимое московское издательство "Alpaca". За неделю до этого они были представлены в секции Агентства креативных индустрий на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№ весна. IPQuorum пообщался с главным редактором издательства, автором сюжета исторического комикса "Дело Принципа" Дмитрием Чиновым.
Фото предоставлено издательством "Alpaca"

- С чего началось издательство "Alpaca"?

- Издательство существует почти три года. Оно появилось в самый разгар пандемии. Может быть, кто-то и решил бы свернуть дело, пока не поздно, но не Антон Котов, наш директор. А началось все с нашего магазина комиксов на Арбате под названием "Книжки с Картинками". За несколько лет мы обрели некоторую популярность, и тогда Антон загорелся идеей сделать свое издательство. Мы хотели выпускать классные комиксы, интересную нестандартную альтернативу - то, что нам хотелось бы прочесть самим. Сначала из-за пандемии было тяжело. Но сейчас "Alpaca" набирает обороты, становится все известнее, мы нащупали нужные направления и продолжаем идти к успеху.

- Расскажите немного о хитах издательства.

- Один из последних - "Приключения Колобков". Да, тех самых Братьев Пилотов. Это продолжение советского мультфильма, которое уже 30 лет не переиздавалось. "Колобки" прямо сейчас вышли на первое место среди комиксов в "Лабиринте". Огромным успехом пользуется комикс "Змейка" - графическая адаптация знаменитого цикла Алексея Пехова "Хроники Сиалы". Конечно, хорошо продаются адаптации разных мастеров отечественного фэнтези.

- Вы сказали, что изначально хотели издавать альтернативу. Поясните, что это?

- Например, мы издавали испанский комикс Серхио Арагонеса про грозного варвара Гру. "Мэдмена", культовый американский комикс Майка Оллреда. Был альтернативный Marvel. Даже если брать нашего флагмана, "Лунного рыцаря". Это позже про него вышел сольный сериал от Marvel, а когда мы начали им заниматься, он не был таким популярным. Хочется соответствовать нашему девизу, выпускать что-то прикольное, неожиданное. Порой даже для нас самих. Иногда продажи страдают, зато нас любят и ценят настоящие знатоки комиксов, для них и работаем.

- Как выглядит лицо российского комикса?

- У нас нет как такового своего лица, оно пока еще формируется. При этом есть отдельные по-настоящему выдающиеся авторы: Ольга Лаврентьева, Юлия Никитина, Екатерина Волжина, Аскольд Акишин, Рома Шевердин и многие другие. У них есть свой стиль, они акцентируют внимание на русской культуре, на своем неповторимом опыте. Благодаря им начинает формироваться какая-то своя особая история.

- У вас вышел оригинальный комикс про Илью Муромца. Как появилась эта история?

- Роману Шевердину, потрясающему комиксисту из Курска, пришло в голову переосмыслить образ русских богатырей. Он задумал выпустить собственную вселенную, мрачную, суровую, жесткую. Это не мультфильмы студии "Мельница". По стилистике комикс скорее напоминает "300 спартанцев" или "Город грехов". Пока вышел том про Илью Муромца и Соловья-разбойника. Роман не только автор сюжета, но и сам его отрисовывает. Для обложек выбраны работы Лаврентьевой и Акишина. Впереди - история про Добрыню Никитича. Мы ее очень ждем.

- Давайте поговорим про не совсем стандартного героя комиксов - Владимира Маяковского. При этом графический роман "Маяковский. Как делать стихи" пользуется популярностью.

- За это надо сказать спасибо "SMART-библиотеке имени Анны Ахматовой" и идеологу проекта Андрею Дроздову. Именно он придумал серию комиксов про поэтов Серебряного века. Первый графический роман был посвящен, естественно, Анне Ахматовой. Затем был выпуск про Николая Гумилева "Меня зовут Гуим-лев". Они выходили не у нас, а в "Эксмо". Но с сюжетом про Маяковского Андрей пришел к нам. Сценаристом выступил Александр Кондратьев, художник - Аскольд Акишин. Нам показалась, что у них очень правильный подход - рассказывать про нашу культуру через комикс. У Маяковского очень интересная биография, взять те же "Окна РОСТА", с ними связан целый пласт визуальной культуры.

- Есть понимание, кто станет следующим героем серии?

- Скорее всего, Сергей Есенин. Работа уже идет.

- Не так давно у вас вышел исторический комикс про Гаврило Принципа, который в 1914 году совершил убийство эрцгерцога Франца Фердинанда. Если я правильно понимаю, вы были шоураннером проекта?

- Не совсем. В основу "Дела Принципа" лег мой собственный сценарий. Я как-то наткнулся на статью о Принципе, и меня заинтересовала его судьба. Представляете, фактически из-за него началась Первая мировая война. При этом про него не так много информации, фильмов и книг. Кем он был? Что его толкнуло на этот поступок? Существует множество теорий о том, что именно произошло 28 июня 1914 года в Сараево. Мне было интересно окунуться в то время, покрутить эту историю.

- Почти одновременно с "Делом Принципа" вышел "Фронт 14-17". Не верю, что бывают такие совпадения.

- И тем не менее это так. Когда мы с Аскольдом Акишиным начали делать Принципа, то его друг, соратник и великолепный художник Илья Воронин принес нам графический роман про Первую мировую войну. Он основан на воспоминаниях офицеров царской армии, там идет речь как о Первой мировой, так и о начале Гражданской войны. Тогда мы решили выпустить их в единой стилистике. затем сделать серию исторических работ, и не только. Это такой русский BD (Bandes dessinées), то есть русские комиксы в европейской стилистике. Что их отличает? Большой формат, прицел на взрослую аудиторию и то, что каждый выпуск - это отдельная история. В этой же серии у нас вышел "Диптих" Алексея Трошина и его же "Веймарские сны" - собственно о том, что было после Первой мировой. И как ни странно, но к этой же серии можно отнести "Свою Атлантиду" Ольги Лаврентьевой, где действие происходит на Карельском перешейке в 90-е годы, где сохранились осколки нескольких цивилизаций: Швеции, Российской империи, Финляндии, Советского Союза.

- Удивительно, но, несмотря на широкий диапазон тем, которые поднимают комиксы, в сознании многих людей это - не совсем взрослая история.

- Этот странный стереотип, как мне кажется, остался только в России. Мы с ним активно боремся. Наша основная аудитория - люди около 30 лет. Детские комиксы у нас в основном проваливаются.

- Мне кажется, что сейчас со стороны властей пошла поддержка вашего направления. Например, Агентство креативных индустрий запускает проект "Комикс-погружение", практико-ориентированный интенсив для молодых комиксистов.

- Это очень хорошая идея, если мы хотим, чтобы появилась русская школа комикса. Художники и независимые авторы нуждаются в поддержке, причем не только финансовой, но и информационной. А каждый такой конкурс - это дополнительное внимание к отрасли в целом. АКИ отдельное спасибо. На Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№ весна мы как раз были частью секции АКИ. Это позволило нам значительно расширить присутствие на ярмарке и привлечь намного больше людей к нашим стендам.

- Отрисовать книгу - процесс дорогой и кропотливый. Не заменят ли художников нейросети, которые и работают быстрее, и могут подстроиться под любой стиль?

- Заменить не заменят, но художникам нужно будет серьезно перестроиться и научиться сотрудничать с нейросетями как с инструментом. Как это будет, пока не ясно.

- Сами уже экспериментировали с нейросетями?

- Немного. Сделали несколько альтернативных обложек. Целиком комикс пока не выпускали. Но я нашел автора, который сделал через нейросеть несколько комиксов, ведем с ним переговоры.

- Что еще в планах помимо освоения новых технологий?

- Впереди точно продолжение серии "Кольцо тьмы" по Нику Перумову и "Хроники Сиалы" по Алексею Пехову. А также много новых адаптаций знаковых отечественных писателей. Будет много авторских комиксов, среди которых даже парочка зарубежных. В любом случае наша цель - продолжать развиваться. И мне кажется, что у нас это получается, несмотря на все сложности. Так, недавно мы открыли второй магазин. Теперь у нас их два - на Арбате и в Ростове. Кто знает, возможно, и ростовский магазин не последний!

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.