Эксперты рассчитывают на увеличение финансирования региональных авиаперевозок

Субсидии межрегиональных перелетов по сравнению с 2022 годом сократились незначительно и могут увеличиваться в течение 2023 года, считают эксперты.
Виталий Аньков/РИА Новости

Объем поддержки межрегиональных перелетов по прошлому году составил 7,8 млрд руб., а в этом году планируется 7,5 млрд рублей, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. То есть, поддержка сократилась незначительно, при этом не пострадали маршруты Дальнего Востока.

Есть ряд маршрутов, по которым не были заключены соглашения, и это действительно проблема.

"При этом никто не говорит, что ряд программ в течение года не будет скорректирован в большую сторону. И это не даст каких-то критических значений в части сокращения полетной сетки, поскольку сокращение составляет всего лишь 300 млн рублей", - отметил он в беседе с "РГ".

Сейчас нужно смотреть дальше и рассматривать в том числе поддержку со стороны регионального бюджета. Возможен формат софинансирования, добавляет эксперт.

При этом в случае сокращения бюджетной поддержки выполнить план в 100 млн перевезенных пассажиров по году может быть и не удастся, добавляет он. "Для этого необходимо стимулировать спрос, для этого нужна более широкая маршрутная сеть, и, конечно, важна государственная поддержка", - отмечает эксперт.

"По мере восстановления макроэкономических показателей можно ожидать и увеличения финансирования региональных перевозок, как это было в предыдущие годы", - говорит руководитель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Зачастую платёжеспособный спрос на межрегиональных линиях недостаточен для того, чтобы авиакомпании могли осуществлять полёты без субсидий, но при этом с высокой частотой, отмечает он. Если же рейсы будут летать раз в две недели, то деловому пассажиру, окажется проще полететь с пересадкой в каком-то узловом аэропорту.

Кроме того, полёты по "тонким" линиям, то есть по маршрутам с небольшим пассажиропотоком, выполняются на самолётах умеренной вместимости, себестоимость перевозки на которых в пересчёте на кресло-километр выше, чем на магистральных лайнерах, отмечает эксперт.

Идеальный сценарий, говорит он, когда при поддержке государства удаётся "раскатать" линию, то есть довести спрос до такого уровня, когда авиакомпания сможет поставить на направление магистральный самолёт и за счёт этого сократить издержки в пересчёте на пассажира. Тогда полёты будут выгодны и без субсидий. Но, к сожалению, не у всех линий есть потенциал выйти на самоокупаемость.

При этом перераспределение средств по программе межрегиональных перевозок минуя Москву происходило и в другие годы, но это не помешало увеличить долю таких рейсов, замечает Пантелеев. "В течение года вполне возможно возвращение каких-то рейсов в программу софинансирования. Дело в том, что по каким-то направлениям сами авиакомпании прекращают полёты, видя, что заработать на этих линиях не удаётся даже с учётом господдержки. В других случаях авиакомпании находят более доходные направления", - поясняет он "РГ". Неизрасходованные средства, которые и в прошлые годы перераспределялись, вероятно, будут перераспределять сейчас.