Павел Владимирович, расскажите кратко: что предлагается?
Павел Крашенинников: Предлагается скорректировать два законопроекта, которые сейчас готовятся в Госдуме ко второму чтению.
Второе чтение часто называют ключевым, потому что на этом этапе законодательная инициатива принимает окончательный вид...
Павел Крашенинников: В частности, поправки предполагают внесение изменений в Федеральный конституционный закон о военном положении. Сейчас, согласно статье 7 закона о военном положении, на территории, где введено военное положение, референдумы и выборы в органы госвласти и органы местного самоуправления не проводят.
При этом в Федеральных законах о принятии в состав России новых субъектов говорится, что в них осенью 2023 года должны пройти выборы. Мы предлагаем предусмотреть в законе о военном положении нормы, разрешающие в определенных случаях проводить выборы на данных территориях.
При этом хочу отметить, что и закон о военном положении, и законы о принятии новых субъектов в состав России являются конституционными, то есть равнозначными по силе.
Выходит, особой проблемы по сути нет. Зачем тогда нужны поправки?
Павел Крашенинников: Мы считаем, что необходимо соблюсти в этом вопросе полную "юридическую чистоту".
Ее можно будет добиться именно через корректировку несколько устаревшего акта. Все-таки противоречие есть, его нужно будет нивелировать. Необходимо дать возможность гражданам выразить свою политическую волю.
Напомните, когда на новых территориях намечены выборы?
Павел Крашенинников: В ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях выборы в законодательные органы должны пройти во второе воскресенье сентября 2023 года, согласно соответствующим конституционным законам о принятии новых субъектов в состав России.
Будет ли чем-то отличаться процедура выборов в новых регионах?
Павел Крашенинников: Еще один законопроект регламентирует процедуру проведения выборов в субъектах России, где введено военное положение.
В условиях военного положения процедура назначения выборов будет предусматривать несколько этапов.
Каких именно?
Павел Крашенинников: Первое: при введении военного положения в соответствии с ФКЗ "О военном положении" высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого действует военное положение, вправе не ранее чем за 130 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования направить в ЦИК России предложение о проведении выборов или референдума на территории региона.
Второе: ЦИК России в течение пяти дней со дня поступления предложения о проведении выборов от высшего должностного лица субъекта РФ проводит консультации с Минобороны и ФСБ, по итогам которых принимает решение о назначении выборов, в том числе с возможностью сокращения сроков избирательных действий, если это необходимо. Или может быть принято решение об отклонении предложения о назначении выборов.
Далее ЦИК России принимает решение о назначении выборов или референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом всех (если это необходимо, сокращенных) сроков, установленных вносимыми поправками для условий военного положения. О назначении выборов ЦИК России незамедлительно информирует президента России, а если принято решение об отказе в проведении выборов, то ЦИК России информирует высшее должностное лицо субъекта РФ. При этом выборы, референдум организуются и проводятся комиссией соответствующего уровня.
В случае если подготовка и проведение выборов, референдума на территории субъекта РФ после их назначения могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан, то выборы откладываются по решению ЦИК России, о чем она незамедлительно информирует президента. Соответственно, в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения выборов, референдума, избирательная кампания или кампания референдума может быть возобновлена по решению ЦИК России в том же порядке, в каком назначаются соответствующие выборы в условиях военного положения.
Напомню этот порядок: предложение высшего должностного лица субъекта РФ - консультации ЦИК РФ - назначение ЦИК РФ выборов. Поправками также предусматривается возможность законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливать иные особенности подготовки и проведения выборов, референдума в период действия военного положения.