Как сделать дорогу на юг удобнее для путешественников

Участники первого в России регионального форума автотуристов - он прошел под Воронежем - обсудили, что еще необходимо добавить российским дорогам, чтобы те стали не только ровными, быстрыми и безопасными, но и гостеприимными. Особое внимание уделялось трассе М-4 "Дон": в преддверии лета она становится для жителей центра и северо-запада России дорогой к морю и трафик по ней кратно увеличивается.
Федеральные трассы сегодня удобны для передвижения, но придорожная инфраструктура не всегда на высоте.
Федеральные трассы сегодня удобны для передвижения, но придорожная инфраструктура не всегда на высоте. / Игорь Филонов

Магистраль М-4 перегрета, констатировали эксперты. И дело здесь не в жаре, от которой в июле плавится асфальт - хотя есть и это, - а в дисбалансе между придорожным сервисом и спросом на него. Делая главную трассу на юг быстрой и безопасной, Автодор отдалил ее от населенных пункты с их кафе и мотелями. А на свежепостроенных хайвеях, кроме редких АЗС, ничего пока не наросло.

Пикник на обочине

Если переиначить пирамиду Маcлоу под автопутешественников, то в самом низу, среди базовых ценностей, окажутся безопасность, еда и санитария. В середине - впечатления (автотурист едет за ними), а сверху - потребность в хорошем сервисе и развлекательной программе. Голодное брюхо к уюту глухо.

У трассы "Дон" есть проблемы на всех уровнях - кроме разве что безопасности. Удовлетворить потребности в еде и санитарии можно только на АЗС, где с мая по август выстраиваются очереди. Особенно тяжело путешественникам с детьми.

- Развитие придорожного сервиса - трудоемкая и длительная работа, а турист едет уже сейчас, - отметил руководитель "Лиги караванеров" Андрей Артюхов. Для спасения путешественников он предложил применить европейский метод городов-попутчиков. Это вовсе не обязательно должны быть областные центры: гостиниц и кафе там, конечно, больше, как и достопримечательностей, но заезд и выезд требуют больше времени, а туристический ценник выше. Другой дело - не избалованные вниманием путешественников города районного значения, имеющиеся в каждом регионе и обладающие необходимым набором развлечений и мест для отдыха. В Липецкой области это Елец, в Воронежской области - Рамонь с замком принцессы и Дивногорье, чьи чудеса обязан увидеть любой проезжающий по М-4. В Ростовской - станица Старочеркасская, столица донского казачества с монастырем и заповедником.

Создав на трассе систему навигации и организовав парковку в близлежащих городах, можно перенаправить поток автотуристов туда

Создав на трассе систему навигации и организовав парковку в близлежащих городах, можно перенаправить поток автотуристов туда, решив сразу три задачи. Во-первых, таким образом разгрузятся придорожные АЗС - у них появится возможность хотя бы навести порядок в санитарных зонах. Во-вторых (и в-главных, наверное), путешественники смогут отдохнуть и перекусить в более комфортных условиях, нежели парковка на обочине, получат новые впечатления. А если место понравится, то и останутся ночевать, а на обратном пути заедут снова. Наконец, местные бюджеты получат дополнительные средства для развития. Помимо указателей на трассах, привлечением автотуристов в города-спутники должны заняться созданные в каждом регионе туристско-информационные центры.

- В Европе ТИЦы имеются во всех малых городах. Помимо информации, там можно получить отметку о посещении для туристов, документирующих свои поездки. В Вильнюсе есть автокемпинг на окраине, куда из города приходит автобус, чтобы возить туристов на экскурсии. Это следующие темы, по которым может развиваться сервис в попутных селениях, - продолжил Артюхов.

Его поддержал руководитель комитета Российского союза туриндустрии по событийному туризму Геннадий Шаталов.

- Первым делом мы должны сами понять, что можем предложить туристам. Где им выпить кофе, перекусить, отдохнуть, на что посмотреть. Порой такие объекты неизвестны даже в своем регионе - недавно по дороге из Волгограда коллега завез меня в безвестное село, где варят первоклассный кофе. Как вскоре выяснилось, и вкусную еду готовят - в итоге мы провели там несколько часов и получили большое удовольствие. Информация об этом кафе распространяется через сарафанное радио, чего явно недостаточно.

Создав путеводитель вкусных, уютных и интересных мест, презентовать его надо не в Воронеже или Ростове, а много севернее - в регионах, которые поедут через эти города к морю. Рассказывать можно, например, через соцсети - мини-блог "Пробка в Лосево" показал перспективность такой модели, а объект и ник можно выбрать и пободрее.

Национальный колорит

Хороший опыт развития придорожного сервиса накоплен в Башкортостане - о нем рассказала заместитель министра предпринимательства и торговли республики Светлана Верещагина.

- Башкирия занимает второе в РФ место по протяженности автомобильных дорог. Через нас проходят три федеральные трассы, поэтому вопрос обслуживания автотуристов весьма актуален. Решаем мы его по нескольким направлениям. Во-первых, это господдержка инвесторов в придорожный сервис. Открыть кафе или АЗС за пределами населенного пункта - совсем другая история, нежели в городе, поэтому "робинзонам" доступно предоставление земельного участка без торгов. Эта мера оказалась очень востребованной, потому что стоимость аренды отдельных наделов в ходе торгов вырастала в 30 раз. Правом получить землю вне конкурса воспользовались уже десятки предпринимателей, - рассказала замминистра.

На каждый участок оформлен инвестиционный паспорт, где собраны все важные для будущего бизнеса сведения: близость к населенным пунктам, достопримечательности рядом, интенсивность дорожного движения, возможность примыкания. Паспорта размещены на онлайн-карте.

Следующий важный момент - субсидирование затрат на инженерную и транспортную инфраструктуру. В городе штендер на тротуар выставил - и готово, а здесь необходимо подвести свет и газ, построить заезд... Стоимость этих работ порой превышает половину бюджета всего проекта. В Башкирии компенсируют до 30 миллионов рублей таких затрат. Кроме того, здесь договорились с крупными сетями АЗС - те согласны предоставить свои полосы заезда-выезда гостиницам и кафе, которые появятся по соседству.

Наконец, в Уфе не забыли о национальных традициях.

- Разработанная нами стилистика придорожных объектов предусматривает использование как в интерьере, так и в экстерьере национальных орнаментов. Эта рекомендация не носит обязательного характера, но мы поразились, когда за нашу идею ухватились крупные сети и стали интегрировать нашу стилистику в свои объекты, - призналась Верещагина. - Теперь мы начинаем понемногу внедрять в меню придорожных кафе национальные блюда. Еще одна рекомендация - предусматривать на объектах молельные комнаты. Эта опция также оказалась очень востребована.

Но первое, что нужно автотуристу, - площадка отдыха с санитарной группой.Место, где можно остановиться, размять ноги, вымыть руки и посетить чистый туалет. В части локаций, где рентабельность невысока, озаботиться созданием таких мест необходимо региону.

- Мы обустроили 18 таких площадок - тоже в национальной стилистике. Столкнулись с вандализмом, теперь оборудуем их освещением и видеонаблюдением. Деваться нам некуда: цивилизованные места для отдыха автотуристов должен иметь любой регион.

Не проезжайте мимо!

В Воронежской области создана интерактивная карта "якорей" - туристических объектов, расположенных недалеко от федеральных трасс и интересных транзитному путешественнику, если исходить из той же пирамиды Маслоу.

- Мы работаем с туристами в режиме макротерритории, Центрального Черноземья. Этот подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, местный бизнес получает право участвовать в конкурсах по тематическим мерам поддержки. Кроме того, мы и соседние регионы получаем возможность взаимно позиционировать друг друга. Если человек приехал в Воронеж, надо предложить ему осмотреть и соседние города. Я по себе сужу: если я еду за 300 километров, то еду не в одну точку, а выстраиваю маршрут, - рассказал Сергей Корчевников, руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области и заядлый автопутешественник.

В режиме макрорегиона можно рекламировать все Черноземье. Областные столицы рядом, доехать туда недолго, интересного там немало, а урожай впечатлений от путешествия будет намного богаче. Ведутся переговоры об обмене турами выходного дня и с Ростовом-на-Дону. Мультикультурная столица юга России может много чего предложить интересного и в гастрономическом, и в познавательном плане.

Кстати, 13 и 14 мая в туркомплексе Нелжа состоится вторая, фестивальная часть автофорума. Блогеры-путешественники расскажут об интересных местах, доехать до которых можно на автомобиле. Уже известный нам Андрей Артюхов приглашает обсудить тему кемпингов и стоянок как перспективного бизнеса с разбором действующих российских и европейских кейсов. На улице будет работать выставка автодомов и трейлеров со всей страны. Среди прицепов будет и чугунная баня на колесах.

Между тем

В Воронеже задумались о привлечении туристов не только в летний сезон. Вдохновленные успехом новогодней елки - несмотря на искусно созданную вокруг атмосферу скандала (а может, и благодаря ей), рассчитанное на фотосессии новое праздничное убранство центра города привлекло гораздо больше горожан и туристов, чем прежде, - власти намерены в следующий раз раздвинуть зону селфи за пределы главной городской площади.

- Признаться, я была среди противников замены катка на фотозону. Но новое убранство выстрелило: масса людей из Воронежа и других городов приехала в центр города, чтобы посмотреть на это убранство, - рассказала Екатерина Шрамко, директор туристско-информационного центра Воронежа. - Мы не были к этому готовы и не смогли развить успех: нечем было задержать туристов еще на пару дней.

К следующим новогодним праздникам город подойдет во всеоружии: за счет перекрытия движения в центре Воронежа будут расширены фотозоны, в местах массовых гуляний, помимо красоты, устроят еще и разные активности. Другим местом туристического притяжения должен стать проспект Революции, который вскоре станет пешеходным по выходным. И ждать зимы тут не придется - прогулки по главной улице Воронежа начнутся в июне, сразу по завершении ее подзатянувшегося ремонта.