Объем таможенных платежей, поступающих из Приморья в федеральный бюджет, ежегодно составляет порядка 1,5 триллиона рублей. Внешнеэкономические связи активно развиваются, растут объемы перемещаемых через границу грузов. Платежи могли бы увеличиться в три-четыре раза при условии модернизации существующей транспортной инфраструктуры края.
Качество подъездных путей к международным пунктам пропуска не соответствует современным требованиям. Реконструкция их оценивается в 23 миллиарда рублей. Самостоятельно регион такие траты не потянет.
Нужны вложения для продолжения строительства дороги Владивосток - Находка - порт Восточный. Ведь, кроме развития портовых мощностей, ее необходимость обоснована строительством транспортно-логистического центра в Артеме, Находкинского завода минеральных удобрений и Приморского металлургического завода, развитием кластера судостроения и судоремонта. Автодорога является опорной и связывает международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2" с китайской границей, со всеми портами юго-востока, юга Приморья с их огромным грузооборотом и сухим портом.
- Мы также указывали на необходимость вложения федеральных средств для расширения возможностей железнодорожных путей, в частности, Смоляниновского участка ДВЖД, ведущих к нашим портам, которые в этом году будут строить, - добавил Олег Кожемяко.
Требующая модернизации транспортная инфраструктура региона - это еще и 1,6 тысячи мостов, из которых почти 380 находятся в аварийном состоянии.
- В 2023 году начнется реконструкция мостовых переходов через реки Суходол и Шкотовка на автодороге Артем - Находка - порт Восточный, через реку Астраханка и ручей на трассе Михайловка - Турий Рог, а также реконструкция моста через реку Аввакумовка и капремонт моста на автодороге Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово, - рассказал первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства края Николай Зайцев.
Реконструкция шести мостов в год - это капля в море. Региону нужна федеральная программа, которая бы позволила строить ежегодно не менее 20-25 мостовых переходов, на которые, к слову, уже имеется проектно-сметная документация.
Очень слабая транспортная и железнодорожная инфраструктура и, к слову, энергетические сети в Хасанском районе края, где находится несколько крупных портов региона на границе с Китаем и Северной Кореей.
Состояние пограничных переходов на границе с КНР не изменилось, несмотря на то что попытки их реконструкции или строительства идут уже лет 20.
В прошлом году вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев разнес в пух и прах темпы модернизации автомобильного пункта пропуска Пограничный, где работы идут с 2011 года. С того же времени реконструируется морской пункт пропуска Находка. В планах завершить работы на Пограничном в четвертом квартале 2023 года, в Находке - в 2024-м. Также переносились сроки окончания работ на пункте пропуска Полтавка с 2024-го на 2026 года. Разве что работы по реконструкции пункта пропуска Краскино в последнее время активизировались.
- Хочу сказать, что эта встреча лучше предыдущей, свет в окошке понемногу начинает появляться, - отметил Юрий Трутнев.
В Краскино уже появился новый терминал, организованы дополнительные полосы для движения грузового и пассажирского транспорта, что позволило увеличить пропускную способность. Есть необходимость создания отдельного склада временного хранения, и полпред обещал, что правительство окажет в этом содействие.
С проблемами транспортной приграничной инфраструктуры, реконструкцией и строительством пунктов пропуска край самостоятельно не справится. Об этом на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике завил глава Приморья.
- Мы начали модернизацию погранпереходов для увеличения пропускной способности. Теперь нужно синхронизировать эту работу с модернизацией подъездных путей, которые не соответствуют уровню требований к международным переходам. Здесь есть два решения. Это либо передача на федеральный уровень, либо выделение средств из федерального бюджета на приведение путей в порядок, - отметил Олег Кожемяко.
Приморье становится опорным регионом в "Курсе на Восток". Развитие портовых мощностей, логистики, транспортной инфраструктуры и много другого - потенциальные преимущества Приморья как в масштабах России, так и в АТР. Нужно, чтобы эти преимущества стали конкурентными.
Владивостокская кольцевая автомобильная дорога (ВКАД) будет строиться на условиях концессии. Но не только средства концессионеров, но и федеральные деньги понадобятся для ее создания. Об этом тоже было заявлено в Совете Федерации.
- Нужен грант государства, который бы позволил смягчить затраты инвестора и сделать концессию приемлемой, - сказал Олег Кожемяко.
Пока концессионного соглашения нет, однако две частные инициативы об участии в проекте уже поступили. Обе от российских бизнес структур.