04.05.2023 13:42
    Поделиться

    Доступность периодической прессы для населения находится под угрозой

    Алексей Малышев

    Нестационарные торговые объекты - одна из опор не самого большого бизнеса. Не так давно киоски были неотъемлемой частью городского пейзажа любого населенного пункта страны. Немало из них торговали "пищей для ума" - газетами, журналами, книгами. Сейчас же, похоже, пытаются выжить последние. И не где-то там, а практически во всех областных центрах.

    Еда победила

    В схеме мэрии Уфы числится 101 нестационарный торговый объект, специализирующийся на продаже печатных изданий. А на самом деле их всего 42. Остальные торгуют не газетами, а шаурмой, овощами и рыбой. 42 киоска в городе-миллионнике при нормативе один объект на 15 тысяч населения - такая вот грустная арифметика.

    Киоск на остановке "Театр кукол" в Уфе всегда пользовался спросом. Продавец говорит, что и присесть порой некогда: точка проходная, народу много. Постоянные покупатели - бабушки и дедушки, которые не освоили интернет и не пользуются современными телефонами. В киоске они могли приобрести десятки федеральных и местных, в том числе на башкирском языке, изданий.

    Однако месяц назад арендатор киоска руководитель ООО "Тотум" Тимур Ахметшин получил из мэрии извещение, что нестационарный торговый объект сносится в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Отстоять точку предпринимателю не удалось. Пришлось вывезти остатки продукции и "закрыть лавочку". На днях, предупредили в администрации Уфы, точку демонтируют.

    К слову, это не единственный киоск с печатной продукцией, попавший в немилость к местным властям. Только за предпраздничную неделю в Уфе снесли сразу два торговых объекта по продаже прессы. Свои действия городские власти объясняют одинаково: нет правоустанавливающих бумаг.

    Уфимский предприниматель Тимур Ахметшин не смог отстоять свой киоск Фото: Олеся Нематова

    При этом Расул Шаймарданов, руководитель МУП "Уфа-печать", в ведении которого находятся снесенные газетные киоски, утверждает, что все документы есть и ранее эти объекты никогда не признавались незаконными. А стоят они по 10, а некоторые и по 30 лет. Все включены в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Уфы. Этот документ вместе с постановлением подписан в конце прошлого года мэром башкирской столицы Ратмиром Мавлиевым. Подписал не глядя? На этот вопрос редакция "РГ" так и не смогла получить внятный ответ. В управлении земельных и имущественных отношений лишь отметили, что схема в течение года постоянно корректируется.

    - В 2016 году у меня в аренде было 72 киоска, сейчас осталось только 38. Взамен снесенных ничего не предлагают. Хотя спрос на печатную продукцию есть, прибыль, хоть и небольшая, не падает, - разводит руками Тимур Ахметшин.

    Предприниматель много лет торгует в башкирской столице периодикой, лично делал ремонт в киосках, облагораживал территорию вокруг. Но больших вложений делать, конечно, не мог - обороты не такие, как у продавцов продуктов. Те с легкостью ставят на месте снесенных строений современные шаурмичные или бургерные.

    Кроме Ахметшина до недавнего времени периодикой в Уфе занималась еще ИП Семенова. У предпринимательницы было три киоска в микрорайоне Инорс, но землю под ними после аукциона передали торговцам шаурмой. Женщину даже должным образом не уведомили о проходящем конкурсе.

    Напомним, в сентябре 2019 года после поручения президента страны Владимира Путина региональным властям предписывалось принять срочные меры по развитию сетей распространения прессы в регионах. А после начала спецоперации принято постановление правительства РФ N 353 от 13 марта 2022 года, согласно которому продление действующих договоров на размещение нестационарных торговых объектов, в том числе со специализацией "Печать", должно проходить без проведения тендеров.

    Но, кажется, власти Уфы об этом и не слышали. Сегодня стоимость аренды квадратного метра в газетном киоске почти сопоставима с московской - 950 рублей. И даже ее согласен платить единственный теперь предприниматель, продающий периодику, но у него один за другим отнимают торговые места.

    Кстати, на вопрос, где теперь приобретать газеты, замглавы администрации Дамир Галиуллин ответил: "Периодическая печатная продукция в Уфе представлена в сетевых магазинах и торговых комплексах". На самом деле ретейлеры редко берут на реализацию печатную продукцию, а если и берут, то ассортимент ограничивается кроссвордами и гламурными журналами.

    Ни кваса, ни газет

    Ситуация в почти полумиллионном Кирове похлеще, чем в Уфе. В городе всего один магазинчик периодики и один специализированный киоск.

    В апреле 2022 года прекратила работу сеть газетных киосков, принадлежавших семейной компании "Вятка-Роспечать", а в августе предприятие было ликвидировано.

    Один из топ-менеджеров тогда рассказала ("В Кирове закрываются киоски Роспечати", "РГ" от 11 апреля 2022 г.), что причиной ухода компании с рынка распространения печатной продукции стала последовательная многолетняя политика кировского муниципалитета по отношению к нестационарным торговым объектам.

    В 2018 году предприятие вынужденно закрыло несколько наиболее рентабельных киосков, "не вписавшихся" в утвержденные тогда властями Кирова нормативы.

    - Мы не можем позволить себе приобрести новые киоски, которые соответствовали бы в очередной раз изменившимся требованиям к внешнему облику. Это очень большие вложения, для нас невозможные. Поэтому и ушли с рынка, - сказала топ-менеджер.

    Муниципальные чиновники успокаивают любителей печатной прессы тем, что газеты и журналы всегда есть в сетевых магазинах и отделениях почты. И даже обещали, что киоски не только вернут на место после реставрации, но и поставят по всему городу полтора десятка новых, стилизованных под те, что украшали улицы Кирова в 70-х годах прошлого века. Более того, их оборудуют устройствами, из которых по праздникам станут разливать вятский квас.

    Пока же ни кваса, ни киосков. Может, к 650-летию города поставят, но юбилей только через год.

    Судебная эстафета

    В Пермском крае продолжаются "догонялки" между органами власти и владельцами нестационарных торговых объектов. Власти вводят ограничения для торговых киосков и павильонов, представители малоформатного торгового бизнеса через суд доказывают незаконность этих ограничений, после чего чиновники выдумывают новые запреты.

    Под их горячую руку попадают практически все разновидности НТО: и овощные павильоны, и автоматы по продаже питьевой воды (водоматы), и газетные киоски. В конце прошлого года особенно остро встал вопрос о продлении договоров на размещение НТО на муниципальных землях в Перми. Правительство РФ постановило продлевать их на срок до семи лет без проведения торгов и без лишней бюрократической волокиты.

    Однако муниципальные власти отказались пролонгировать такие договоры в упрощенном режиме (в том числе в отношении 26 действующих в краевой столице газетных киосков), но пообещали, что в начале 2023 года проведут торги на заключение новых. На дворе май, и 2023 год давно наступил. Но новые договоры на размещение газетных киосков так и не подписаны, а торги на заключение новых до сих пор не объявлены.

    Тем временем Арбитражный суд Пермского края вынес решение: отказ пермских властей от продления без торгов ранее заключенных договоров был незаконным. Что делают пермские чиновники?

    Во-первых, по-прежнему тянут с оформлением прежних договоров, хотя решение суда подлежит немедленному исполнению.

    Во-вторых, правительство региона срочно приняло постановление, которым сокращен срок продления договоров с ранее гарантированных семи лет до одного года, причем распространили действие этих изменений на прошедшее время. Надо ли говорить, что это в принципе незаконно?

    Таким образом, вместо того чтобы исполнить решения суда, конфликт в сфере НТО умышленно затягивается и обостряется. Впереди новые суды и жалобы в прокуратуру.

    Ложка меда

    Есть в ПФО положительный пример отношения власти к торговле печатными изданиями! Так, в Татарстане еще два года назад разработали меры, направленные на сохранение и эффективное развитие системы распространения печатной продукции.

    Тогда же руководство республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", на которое возложен контроль за исполнением утвержденной в регионе дорожной карты, обратилось к исполкому Казани с предложением подержать Ассоциацию издателей. От решения муниципальных властей во многом зависела не только дальнейшая судьба системы розничной продажи периодики в городе, но и развитие самих государственных и частных изданий, выходящих на государственных языках Татарстана.

    Как сообщил директор ООО "Агентство торговли" Зуфар Хакимзянов, в Казани заключены 110 договоров аренды земельных участков, предоставленных под НТО по распространению печатной периодики, сроком до 27 ноября 2051 года. Сейчас стоит задача - модернизировать киоски по продаже газет и журналов.

    - Важно, чтобы они имели современный вид, способствующий узнаваемости и туристической привлекательности города, - подчеркнул Зуфар Хакимзянов. - В связи с этим сейчас проводится переоформление земельных участков, обусловленное увеличением площади под каждым торговым павильоном. .

    Поделиться