Планировалось, что вахта наших космонавтов вне станции продлится 6 часов 22 минуты. Получилось больше. Задача выполнена: модуль "Наука", который летает в составе МКС два года, теперь оснащен шлюзовой камерой. С ее помощью можно, не покидая станцию, размещать в космосе научное оборудование: через специальный транспортер.
Эта камера находилась на модуле "Рассвет". Так что космонавтам сначала нужно было "дойти" до него и подготовить "шлюз" к переносу. А что это значит? Куча процедур: расстыковать, снять, демонтировать, раскрыть замки крепления...
Шлюзовую камеру переносил европейский дистанционный манипулятор ERA. Им изнутри МКС управлял третий россиянин - Андрей Федяев. Прокопьев и Петелин обеспечили пристыковку к "Науке". По месту новой прописки. Но все это очень просто на словах. А каких сил, нервов и пота стоит, знают только космонавты.
Скажем, манипулятор не смог с первой попытки присоединить камеру к модулю из-за "рассогласования плоскостей стыковочных агрегатов". Проще - перекосило. Поэтому пришлось помочь автоматике. Федяев перевел ERA в "режим податливости", а Прокопьев и Петелин вручную подправили камеру. Это к разговору, могут ли роботы полностью заменить человека на орбите.
А еще Сергею и Дмитрию пришлось поработать мусорщиками. Перед возвращением в космический дом они выкинули укладку с отходами. Прокопьев оттолкнул ее в открытый космос. Но никакого загрязнения орбиты: мусор полетел в заданном направлении и с заданной скоростью. Он просто сгорит в земной атмосфере.
НПП "Звезда" по заказу Ракетно-космической корпорации "Энергия" изготавливает новую партию скафандров "Орлан" для выходов в открытый космос. Один скафандр планируется произвести в 2024 году, еще два - в 2025 году. Они будут сделаны с применением отечественных материалов. Для продолжения эксплуатации двух скафандров "Орлан-МКС" созданы и доставляются на станцию запасные части.
"Орлан-МКС" называют "умным скафандром". Его "мозг" спрятан в компьютере, который находится в накладном отсеке наспинного ранца. У космонавта перед глазами лишь жидкокристаллический дисплей. Именно на него автомат выдает все данные по состоянию систем скафандра и подсказки, как и что нужно проконтролировать. Если случится сбой, тут же высветится информация, раздастся звуковой сигнал. Тестирование по 50 параметрам, и на все про все лишь полминуты!
"Это очень важно, - поделился с "РГ" Герой Советского Союза космонавт Виктор Афанасьев, который семь раз работал вне борта космической станции. - Раньше, тренируясь, мы должны были запоминать все нештатные ситуации и держать в голове, что и как необходимо делать. А сейчас у космонавта есть дополнительная cтраховка".