АО "Восточная верфь" (бывший Владивостокский судостроительный завод, ССЗ N 602) специализируется на строительстве гражданских судов и военных кораблей для Тихоокеанского флота. С января 2020 года является единственным на Дальнем Востоке предприятием ОПК - резидентом Свободного порта Владивосток.
После перехода "Восточной верфи" от государства в собственность акционеров во главе АО встали два друга еще со школьной скамьи - гендиректор и глава cовета директоров. Последний полностью доверял первому, и гендиректор этим воспользовался. Основным итогом безграничного доверия и невмешательства в производственный процесс стало невыполнение гособоронзаказа на строительство двух танкеров. Один готов на 90% и спущен на воду, готовность второго - 30-40%. Для продолжения работ нет средств.
Танкеры заложили в 2014 году, когда гендиректор Игорь Мирошниченко подписал с Министерством обороны России соответствующий контракт ценой около 8 млрд рублей за оба судна. Через год на верфь пришло решение от МО, суть которого заключалась в смене проекта с 03180 (водоизмещение 2,3 тыс. т) на 03182 (3,5 тыс. т). Проекта при этом на руках судостроителей не было, строили, как говорится, с листа.
- Никакой логике не поддается бездействие Мирошниченко, который, получив телеграмму, просто принял к сведению ее содержание, не предприняв никаких мер для заключения нового контракта. В итоге почти пять лет завод строил суда почти в два раза большего размера, чем планировал ранее, без действующего контракта, но за прежние деньги, - говорит глава совета директоров Геннадий Лазарев.
То есть, как выражается сегодня зам. председателя нового состава совета директоров Валерий Василенко, финансирование получали на велосипед, а делали мотоцикл. Нарушение выявил совет, сформированный после оставления должности гендиректора Игорем Мирошниченко и бывшим председателем совета Александром Костенко. Последний, казалось бы, опытнейший экономист, в прошлом вице-губернатор. Почему не заключить новый контракт после изменений проекта? И только в 2019 году были внесены формальные изменения в контракт 2014 года. По подсчетам экономической службы предприятия, для окончания строительства танкеров необходимо 6 млрд рублей.
- Сегодня финансисты завода не могут ответить на вопрос, сколько вложено денег в строительство каждого из танкеров. Словом, пока финансирование шло - их строили. А теперь пришлось заказывать экспертизу в Финансовом университете при правительстве РФ, специалисты которого приедут и скажут нам, сколько мы потратили денег на еще незавершенное производство судов, - удивляется Василенко.
За невыполнение контракта министерство обороны предъявило "Восточной верфи" штрафные санкции и письменным указанием выполнение гособоронзаказа приостановило. АО выступило со встречным иском о признании контракта недействительным, поскольку, как теперь судостроители считают, он заключен с нарушением закона о гособоронзаказе. Чтобы продолжить работу предприятия "Восточная верфь" брала кредиты. Начал Мирошниченко, потом продолжил Лазарев на основании бухгалтерской отчетности о том, что предприятие экономически крепко стоит на ногах. Долг верфи на 2016 год составлял 3,8 млрд рублей.
Веря бухгалтерским документам, Геннадий Лазарев неоднократно с 2020 года выступал поручителем по кредитам. Это позволило предприятию год прожить относительно спокойно. Но подписывал поручительства, не понимая, что с предприятием происходит. Когда вник - схватился за голову. Теперь поданы заявления в УМВД РФ по Приморскому краю по фиктивной бухгалтерии, намеренно или по ошибке давшей неправильное, как теперь считают в совете директоров верфи, заключение об экономическом и финансовом состоянии предприятия. Такие отчеты, показывающие прибыль, предприятие показывало ежегодно, и банк давал деньги. Создавалась кредитная пирамида. Теперь Геннадию Лазареву предъявлен иск более чем на 667 млн рублей.
- В ближайшие дни суд. И, конечно, до всего, до чего дотянутся судебные приставы, они арестуют, - предполагает Валерий Василенко.
После ухода Мирошниченко с должности стало известно, что предназначенные для гособоронзаказа средства использовались не по назначению. Когда Мирошниченко был генеральным директором верфи и одновременно контролирующим акционером АО Владивостокское предприятие "ЭРА" (производит электрорадиоавтоматику, необходимую любому судну), со счетов "Восточной верфи" на "ЭРУ" было переведено более 1 млрд рублей. Не тех ли самых средств, что должны были быть потрачены на выполнение гособоронзаказа? А в это время верфь платила проценты по кредитам. Мирошниченко заключил контракт между АО "Восточная верфь" и АО ВП "ЭРА" на выполнение работы по электрооборудованию судов. Работы по контракту не выполнены, но несколько десятков миллионов рублей со счетов верфи за якобы эти работы списаны, ущерб составил 53 млн рублей. По этому эпизоду после полутора лет волокиты возбуждено и уже скоро два года безрезультатно расследуется уголовное дело. Обвинение не предъявлено, обеспечительных арестов имущества нет.
В 2019 году совет директоров верфи обнаружил, что часть акций АО ВП "ЭРА", принадлежащих судостроительному предприятию, в период работы гендиректором Мирошниченко были проданы вопреки законным интересам АО "Восточная верфь".
Когда это выяснилось, в конце 2020 года было возбуждено уголовное дело, позже разделенное на два согласно квалификации по менее тяжким составам. И оба прекращены по истечении срока давности в отношении неустановленных лиц. Это лишило предприятие возможности выдвигать иск в гражданском судопроизводстве. Этот эпизод Геннадий Лазарев описал в письме на имя заместителя генпрокурора РФ по ДФО Дмитрия Демешина, в котором просил отменить постановление о прекращении дела, считая его незаконным, и передать его в СУ СК России по Приморскому краю для объективного расследования. Будучи гендиректором судостроительной компании, Мирошниченко устроил своим заместителем сына Андрея. Он ничем не запомнился, но удивительным образом стал акционером. Материал об этом готовится к передаче в правоохранительные органы. Сейчас на АО "Восточная верфь" гражданское судостроение живо, но на грани гибели - линия гособоронзаказа для Тихоокеанского флота и морских пограничников. Сегодня менеджмент в АО "Восточная верфь" считает целесообразным создать совместную с МО комиссию и решить, сколько необходимо средств для завершения строительства танкеров по закону о гособоронзаказе.