В Воронеж на длинные выходные: Петровские корабли, орловские рысаки и пещерные церкви Дивногорья
Шесть часов на двухэтажном поезде отделяют белокаменную от Воронежа - города таинственного, полного историй и достопримечательностей. Длинные выходные или короткий отпуск здесь обещают пеструю смесь впечатлений.
Тайна имени и русский флот
Почему и как появилось слово Воронеж - никому доподлинно неизвестно. Языковеды, историки и археологи с позапрошлого века ведут дискуссию в поисках истины, но никак не придут к общему мнению. Чаще всего встречаются гипотезы, в которых происхождение слова связывают с водой (город стоит на реке) и чернолесьем, обширными темными дубравами на ее берегах.
Современная история Воронежа начинается зимой 1586 года. Воевода Семен Сабуров ставит на высоком берегу реки Воронеж крепость. Она стала частью засечной черты, которая должна была защищать Русское царство от набегов степняков. Но военным городком Воронеж оставался недолго.
Молодой Петр I выбрал бойкое место у слияния рек Воронеж и Дон для создания российского флота. Дубравы по берегам вырубили (впрочем, именно в Воронеже впервые в России начали использовать пилы, а не топоры - так доска для кораблей получалась лучшего качества), а из полученного леса сладили сотни стругов и кораблей. Благодаря верфи Воронеж в начале XVIII века стал городом-космополитом, в котором жили немцы, англичане, итальянцы, шведы, голландцы. Сюда привезли из Голландии разобранную на части галеру, чтобы научиться делать такие же. Здесь Петр лично придумал особенный двойной киль для 58-пушечного линейного корабля «Гото Предестинация», гордости своего флота. Этот двойной киль позволял кораблю маневрировать на мелководье.
Технологии строительства кораблей и военные подвиги петровских времен в красках демонстрирует музей «Петровские корабли». Все экспонаты, включая выдолбленную из целого дерева древнюю лодку, здесь можно трогать руками, а самые сложные события наглядно показывают видеопроекции. А еще на набережной можно увидеть историческую модель «Гото Предестинации». Ее, кстати, строили больше трех лет - вдвое дольше, чем оригинал.
Проспект знаменитостей и театров
С набережной, которую сейчас реставрируют, по крутому склону поднимаемся из петровского XVIII в губернский XIX век на проспект Революции, бывшую Большую Дворянскую. Гиды рассказывают, что пока ее не замостили, здесь разливалось черное море: знаменитые воронежские черноземы весной и осенью превращались в непроходимые лужи, заставляя образованных барышень скучать по светелкам.
Зато потом в Воронеже расцвела культура. Каждый метр проспекта буквально нашпигован именами. Тут и Митрофан Пятницкий, основавший первый народный хор страны (первых хористов набрали из крестьян самого большого села России Новая Усмань в Воронежской области), и польский учитель музыки Витольд Ростропович, дед знаменитого виолончелиста Мстислава Ростроповича, поэты Алексей Кольцов и Иван Никитин, художники Иван Крамской и Николай Ге, писатели Иван Бунин, Андрей Платонов, Самуил Маршак, Гавриил Троепольский, памятник герою повести которого «Белый Бим Черное ухо» стоит перед кукольным театром.
Бронзовый Бим составляет своеобразную пару не менее знаменитому котенку с улицы Лизюкова – памятнику любопытному котенку из одноименного мультфильма.
Оперный театр стоит по левую руку от здания правительства области, перед ним памятник Ленину указывает путь развития - по проспекту Революции. Неподалеку место первой воронежской крепости, а справа от театра уходит дорога на Москву. Театров в городе дюжина, но все они небольшие, и билеты туда не достать. Самый известный среди театралов – Камерный. Его худрук Михаил Бычков каждый год определяет программу одного из лучших летних фестивалей искусств страны – Платоновского. В этом году он пройдет со 2 июня. В программе – парад дервишей, дикое танго и квинтет Астора Пьяццолы в парке дворца Ольденбургских среди прочего.
Дворец, Дед Мороз и другие
Весь город с основными достопримечательностями и музеями, галереями современного искусства (не всякий воронежец, кстати, знает, что живет в одном из центров совриска и стрит-арта) и парками легко осмотреть за день с небольшим. Остальное время стоит посвятить окрестностям.
Огромная неоготическая усадьба принцессы Ольденбургской (ее муж основал известный всем черноморский курорт Гагры) в поселке Рамонь служит летом живописным фоном для концертов классической и джазовой музыки на открытом воздухе.
Любопытно, что принцесса обнаружила деловую хватку, открыв в поместье кондитерскую фабрику, выпускавшую конфеты и шоколад. Конфеты в стилизованных ретро-коробках можно попробовать и сейчас. Правда, делают их не на историческом производстве.
В 20 километрах от дворца, в игровом парке Нелжа.Ру задержаться можно на несколько часов. Традиции, сказки и приключения здесь собраны вместе. В восстановленном здании земской школы начала XX века собрана коллекция глиняной игрушки со всей России. Здесь же учат лепить и местную, карачунскую игрушку, раньше ее тут называли «заманками». На опушке сказочного леса, где ведут бурную жизнь Баба Яга, Серый Волк и Кощей Бессмертный, стоит лесная резиденция Деда Мороза, в которой все козни и интриги лесных обитателей оказываются разрушены: добро всегда побеждает зло и в сказках, и в приключенческих программах парка. А неподалеку сохранилась улочка из трех сельских домов, построенных в конце XIX века из местного пяточного кирпича (его натурально утаптывали голыми ногами в формах, а потом сушили на солнце). В одном устроено жилье ткачихи, в другом – сельская школа, в третьем – крестьянское подворье, где можно и животных покормить, и воду на коромыслах из колодца наносить. А потом отправиться на прогулку в запряженном парой владимирских тяжеловозов экипаже.
Кстати, Воронежская область – родина знаменитых орловских рысаков. Титульную российскую породу вывел граф Алексей Орлов-Чесменский. В наши времена сподвижник Екатерины II и младший брат ее фаворита Григория Орлова был бы создателем спорткаров, но в XVIII веке их роль играли рысистые лошади, способные долго и без тряски везти повозку. Таких было мало, стоили они дорого, вот Орлов и решил в своем воронежском имении Хреновое скрещивать красивых породистых арабских скакунов с европейскими породами. Красавцы-рысаки и сейчас ставят рекорды скорости на скачках. Прокатиться на рысаке в поводу или на шарабане можно на Хреновском конезаводе, заодно любуясь потрясающей красотой построенных по проекту Жилярди бывших графских конюшен.
Холмы, пещеры и мамонты
Воронежские земли называют вратами юга. Зимы здесь довольно суровые, зато растет, например, теплолюбивая катальпа (дерево вида бегониевых), а в июне степь цветет, переливаясь всеми красками спектра, от солнечно-желтого до пурпурно-бирюзового. Аллергикам в это время здесь точно не место.
Лучшая точка наблюдения за природными красотами находится на меловом плато Дивногорье. "Дивами" называют с давних времен меловые столбы-останцы, возвышающиеся на его склонах. С плато открывается чудесный вид на Цареву Луку, излучину Дона. В меловой толще скрываются пещерные церкви Дивногорского монастыря.
Особое впечатление производит 95-метровый туннель, вырытый вокруг подземного храма, чтобы проводить крестный ход. Как это было сделано без специального оборудования, не могут объяснить даже эксперты.
Колышущееся над сводом церкви разнотравье скрывает не только ее, но и следы гораздо более древнего присутствия – средневекового хазарского городища. Но от него почти ничего не осталось, а вот в селе Костенки можно увидеть жилище древнего человека. Оно построено 20 тысяч лет назад из костей мамонта, а над ним возведено здание музея. Кости мамонта находили здесь почти в промышленных масштабах еще при Петре, а сейчас сельчанам и вовсе нельзя без разрешения копать свою огороды глубже, чем на 30 сантиметров, чтобы не повредить археологически важный слой.
Еще больше о жизни Костенок вам точно расскажут в семейном подворье "Лепота" за застольем в стилизованной русской избе. Кстати, именно здесь придумали оригинальный гастрономический сувенир – "Сало мамонта". От мамонта у него, конечно, только название, но на вкус это никак не влияет.
Вкусно пить, досыта есть
Уверяют, что манная каша, подсолнечное масло и окрошка придуманы в Воронеже, но это не точно. Белый квас, на котором в Воронеже принято готовить окрошку, - кислый и прекрасно утоляет жажду. В окрестностях города выращивают массу овощей и фруктов, птицу и прочую живность. Воронеж - родина российской мраморной говядины и мраморной свинины (есть, оказывается, и такая). Здесь варят сыры и ставят настойки по старинным рецептам.
Бренд-шеф ресторана "1586" Андрей Лушников уверяет, что сейчас наступил самый вкусный сезон: "Цесарка, свинина, молочные продукты и сыры, говядина, сезонный судак, щука, осетры - все это растет и водится вокруг Воронежа, все попадает к нам на стол. Мы рядом с трассой М4, у нас большой туристический трафик тех, кто едет отдыхать на юг. Те, кто останавливается в городе, могут заглянуть в стейк-хаус "Потроха", небольшие гастропроекты Just и Django с террасой в Никитинском сквере, или к нам - тут и бассейн, и троллей для развлечения, и большая открытая терраса, и меню на любой случай. Мы самые ранние пташки в городе, завтраки у нас подают с 8 утра, и бывают они самыми разными: и йога-завтраки, и завтраки с сапом, и с троллеем".
Оценить воронежский вкус можно и самым демократичным способом – на Центральном рынке города. Он дважды становился лучшим рынком России. Продуктов здесь много, цены на них доступные и видно, что покупают тут самые обычные горожане. Многие специально едут сюда, чтобы купить зефир "Воронежский чернозем". Сравнить его цвет с настоящим черноземом можно у куба с эталоном воронежской земли, напоминающей разом и о прошлом, и о настоящем края.