ММОМА Ермолаевский, 17
После выставок Пушкинского музея "Музы Монпарнаса", "Пикассо и Хохлова" мы хорошо знаем имена балерины Ольги Хохловой, скульпторов Камиллы Клодель и Ханны Орловой, художницы Жаклин Марваль… Имя Александры Корсаковой, музы Владимира Татлина, известно немногим. Она жила не в Париже - в Москве.
Выставка, расположившаяся на двух этажах в Образовательном центре ММОМА близ Патриарших прудов, - из тех, что открывают сокровища коллекции Московского музея современного искусства. И не менее ценно - она открывает наследие интересной художницы, жены Владимира Татлина (с конца 1940-х), в юности - танцовщицы труппы Лукина. Лукин развивал традиции танцев "босоножек", которая связана с именем Айседоры Дункан. Именно фотография Александры Корсаковой (тогда, до замужества, ее фамилия была Рудович) украшает обложку книги Алексея Сидорова "Современный танец", вышедшей в 1931 году. Интерес к танцу Корсакова сохранила до конца жизни - уже в преклонном возрасте, оказавшись в доме отдыха, она делает рисунки танцоров брейк-данса, которые зажигали на местной дискотеке. Но главной темой Корсаковой был графический и живописный диалог с русской и мировой классикой: Достоевским, Булгаковым, Рильке, Цветаевой… С ее рисунками романы Достоевского выходили в Японии, ее выставки были в Дюссельдорфе и Париже… О ней как о последней художнице русского авангарда писал известный критик Александр Каменский.
Куратор выставки Оксана Воронина не только показала графику и живопись Корсаковой из коллекции ММОМА, она записала интервью людей, которые хорошо знали художницу, разыскала материалы о труппе Лукина и ее выступлениях в 1920-е годы… На выставке можно увидеть фильм, снятый вскоре после смерти Корсаковой.
6 мая в 14.00 музей обещает экскурсию по выставке. Вход по бесплатному билету.
"Галеев Галерея", Б. Козихинский, 19/6, стр. 1.
В "Галеев Галерее", где всегда с особой любовью показывают мастеров "ленинградской школы", - выставка Николая Лапшина (1891-1942). Погибший во время бомбежки в блокадном Ленинграде Лапшин известен всем, как замечательный художник детской книги, который в легендарной детской редакции "Ленгиза" иллюстрировал научно-познавательные книги.
Как движутся звезды, почему кипит чайник, откуда берется молния - в рисунках, которые делал Николай Федорович Лапшин, тайны физики получали объяснение, но не лишались очарования волшебного мира. Впрочем, не одной детской книгой славен Лапшин. Как пишет Ильдар Галеев, в 1933 году, когда нью-йоркское издательство проводило конкурс на лучшее оформление книги "Путешествия Марко Поло", Лапшин победил, обойдя четыре сотни претендентов со всего мира. О том, насколько это был престижный конкурс, говорит тот факт, что для издательства Limited Edition Club оформляли книги Пикассо и Матисс.
Кроме книжных иллюстраций Лапшин известен пейзажами. Ленинградский пейзаж у него лишен холодности, но не лишен ни красоты, ни жизни. Мостики Северной Пальмиры, даром, что заснеженные, на акварелях Лапшина чем-то напоминают парижские набережные Альберта Марке.
Живописных холстов Лапшина сохранилось после блокады немного. На выставке в "Галеев-Галерее" можно впервые увидеть почти двадцать картин Николая Лапшина.
Вход в галерею свободный.
В ГЭС-2 открылись сразу три выставки "Краткая история отсутствия", "Чародеи", "Облачное хранение". По каждой из них есть туры с медиаторами. Нужна регистрация. Вход - свободный.
Кроме того, в эти праздники тут еще и отличная кинопрограмма "От света к цвету". Это история не только про путь от черно-белого кино к цветному. Открыла ее лента "Мучения на островах" каталонского режиссера Альберта Серра, побывавшая в основном конкурсе Канна и успевшая за прошлый год собрать несколько "Сезаров", а закроет 12 мая магическая картина Киры Муратовой 1978 года "Познавая белый свет". Название фильма, разумеется, перекликается с названием программы, но не из-за этого она в нее включена. Муратова сегодня вновь один из самых актуальных мастеров кинематографа. Между этими двумя фильмами - роскошная палитра мирового кино. В субботу 6 мая - фильм Сулеймана Сиссэ 1987 года "Яркий свет", где мифы Африки, пейзажи Судана и современное фэнтази встречаются, как родные. Добавьте к этому один из последних фильмов Джозефа фон Штеренберга "Сага об Анатаане", неонуар Вима Вендерса "Американский друг" и картину "Три" Александра Петровича 1965 года про партизан Югославии времен Второй мировой - и станет понятно, что в ГЭС-2 можно дневать и ночевать.
Билет в кино - 600 рублей.
МузейART4, Хлыновский тупик, 4
В двух шагах от Большой Никитской, в первом частном музее современного искусства Музей ART4 сейчас небольшая выставка Бориса Свешникова, где представлены работы последних лет жизни. Написанные уже после возвращения из лагеря, эти работы многодельны, как полотна Врубеля, но по интонации снов наяву напоминают работы символистов "Голубой розы". Но без их пассеизма. Скорее сны эти похожи на те, что мучают героя "Лесного царя" Жуковского. "Я поселюсь в тихой дождливой стране, где буду писать свои картины. В своих картинах я передам эту страну грез", - запишет Свешников в августе 1948 года. Это ему удалось сделать вполне.
Входной билет - 300 рублей.