Исследование: Должники стали лучше держать обещание заплатить

В первом квартале 2023 года конверсия обещанных платежей в оплату долга выросла на 50% по сравнению с данными на конец прошлого марта, следует из данных сервиса по возврату проблемной задолженности ID Collect (входит в финтех-группу IDF Eurasia) по портфелю банковской цессии и цессии МФО. С начала текущего года данный показатель увеличился на 15%, отмечается в материалах компании.
pixabay.com

Показатель обещанных платежей - один из главных индикаторов платежной дисциплины клиентов, он показывает, какой процент должников, пообещавших взыскателю внести оплату по проблемному кредиту, это обещание сдерживает. Обычно рост данного показателя коррелирует с увеличением доли контактных должников.

Контактность должников также выросла с начала года, составив по итогам января-марта 43,1% (+8% с начала года), отмечают в компании. Под контактностью понимается доля ответов на звонки по действующим телефонным номерам, когда соединение происходит с должником, а не третьим лицом.

В прошлом году уровень контактности был выше, в отдельные месяцы достигав рекордных значений в 60-70%, однако обещания в платежи конвертировались хуже, хотя и росли, рассказывает гендиректор ID Collect Александр Васильев.

Такая ситуация объясняется сильным влиянием психологического фактора: в периоды форс-мажорных событий и острых фаз экономического кризиса люди склонны обещать, но позже "остывают" по мере урегулирования ситуации.

"Весной 2022 года контактность должников находилась на пиковых уровнях, в отдельные месяцы превышая 70%. Столь высокие показатели контактности для рынка - не новость для индустрии взыскания. Мы уже фиксировали тенденцию резкого роста контактности в острый период пандемии, когда на пике панических настроений населения в активный период самоизоляции (март-май 2020 года) должники на волне эмоций стремились к диалогу с взыскателем, чтобы побыстрее избавиться от проблемного кредитного бремени перед вхождением в острую фазу экономического кризиса. Тогда от слова до дела (фактической оплаты) проходило от нескольких недель до нескольких месяцев", - рассказывает топ-менеджер.

По его словам, на протяжении 2022 года наблюдался планомерный рост показателя обещанных платежей, хотя кривая контактности менялась не столь равномерно. В 2023 же году обещания в платежи конвертируются лучше и стабильней, хотя показатели контактности перестали бить рекорды.

"Рост этого показателя в 2023 году объясняется совокупностью факторов: увеличением предложений по рассрочкам и дисконтам, адаптацией должников к новым экономическим реалиям и возможностью планировать свои расходы в среднесрочной перспективе, улучшением качества коммуникаций с должником. То есть рост по обоим показателям в 2023 году - органический, эмоциональная составляющая здесь не играет большой роли. В 2022 году, напротив, психологический фактор стал одной из главных причин взрывного роста контактности", - резюмирует эксперт.