Гляжу на него и не могу поверить, что передо мной 99-летний старик. Павел Сергеевич, словно уловив мое замешательство, протягивает свой паспорт - дата рождения 18 марта 1924 года.
Он не был на фронте - из-за плохого зрения не взяли. Его ждал трудовой фронт! Судьбу Павла Сергеевича круто изменила война, не спрашивая, чего он хочет. Родился он в Амурской области в селе Ивановка. Там до сих пор живут двое его младших братьев и сестра. "Красивая у нас деревня, богатая! Там пруды, как в Хабаровске, лебеди плавают", - рассказывает ветеран. А всего у его родителей было 11 детей. "Большие семьи тогда у многих в деревнях были. Потому что света не было", - поясняет он.
- Меня, как негодного к службе в армии, в седьмом классе сразу после первой четверти, как сейчас помню, в октябре, на машину посадили и отправили в Комсомольск-на-Амуре. Там я прошел ФЗО (фабрично-заводское обучение) при строящемся заводе "Амурсталь", - продолжает Павел Сергеевич.
В Комсомольске-на-Амуре хотел сразу пойти работать, чтобы семье помогать. "Обманули, сукины дети! Говорили, что нужны токаря, слесаря и лекальщики, а заходим в "красный уголок" и читаем там в газете: "требуются штукатуры, жестянщики, плотники". И другого выбора нет! А их готовили в ремесленном училище. Я не захотел работать жестянщиком. "Раз не хочешь - переправим на правый берег, где лагерь заключенных". Что мне было делать? Денег у меня не было, чтобы вернуться домой. Через полгода получил специальность плотника", - делится Павел Сергеевич и протягивает мне свою похвальную грамоту за успешное освоение профессии плотника. Шел 41-й год. Он вернулся в родное село и попробовал устроиться плотником. "Но меня не взяли! У меня был пятый разряд, и нужно было платить больше, чем остальным. Пошел в автоколонну - меня взяли слесарем", - говорит ветеран.
Парень он был энергичный, тянулся к знаниям. Поступил в 8-й класс в школу рабочей молодежи. Потом поехал в Хабаровск учиться на бухгалтера. Есть строчка в трудовой книжке: "учащийся торгово-кооперативной школы Хабаровского крайпотребсоюза группы бухгалтеров, октябрь 1942 год".
Первая запись в трудовой о наградах и поощрениях - о премировании в 600 рублей. Сделана она в 1944 году. Я спросила Павла Сергеевича, помнит ли он, за что выписали премию и на что потратил деньги. "За что, уже не помню, а на эти деньги, скорее всего, купил хлеб. Буханка тогда стоила 300 рублей! Какой же он был тогда вкусный! Я его съедал еще по дороге!", - признается он.
Павел Сергеевич утверждает, что война сделала его энергетиком. "Потому что когда решил учиться дальше, нужно было сняться с учета по месту жительства. Поехал в свою деревню, а мне вручили повестку - призыв в армию по мобилизации. А так как я по здоровью негоден из-за 20-процентной потери зрения, меня отправили работать на Хабаровскую ТЭЦ. Вот так я и стал энергетиком!", - говорит ветеран.
Первая должность в энергетике Павла Простокишина очень ответственная - заведующий гужевым транспортом. "Лошадьми тогда уголь на электростанцию возили, - объясняет он. - Было девять возников и 16 лошадей. Они доставляли топливо в разные кочегарки и работали посменно - 12 часов в сутки от гудка до гудка. И когда раздавался сигнал об окончании смены, лошади, как по команде, ставали. И невозможно их было сдвинуть с места на новые трудовые подвиги. А людям приходилось работать сверхурочно".
Возили уголь вагонеткам по узкоколейке до транспортера станции. В погрузке участвовали и заключенные, и работники ТЭЦ, и даже директор станции выходил с лопатой, если нужно было срочно разгрузить уголь…
В военное время люди не выбирали, кем работать. Павел Простокишин так вдруг из завгужтранспортом стал слесарем, а затем грузчиком на угольном складе ТЭЦ.
Он проработал в энергетике более 60 лет. Ушел на заслуженный отдых, когда ему было уже за 80.
Как сейчас живет ветеран? Павел Сергеевич на жизнь не жалуется. "Жаль, конечно, что о нас, ветеранах, вспоминают только накануне Дня Победы, - говорит он. - А так мне грех жаловаться на судьбу. Пенсии хватает. Получаю на руки с разными доплатами около 50 тысяч рублей. Два раза в год прохожу медобследование. Вот 10 мая собираюсь на очередное ТО".
Ветеран живет один, внук к нему заглядывает периодически. Но Павел Сергеевич меня просто уложил на лопатки, когда рассказал, что сам недавно постелил линолеум в квартире, поправил межкомнатную дверь и сейчас в планах небольшой ремонт. Тоже будет делать сам! Не поверите - он старается проходить в день не меньше десяти тысяч шагов! "Раньше даже бегал, но сейас уже с палочкой", - вздыхает он. На свой третий этаж поднимается без проблем пешком. Даже удивился, когда я спросила, насколько сложно преодолевать крутые ступеньки.
"Скажите, я такой старый? - неожиданно спросил он у меня. - Ко мне почему-то в последнее время женщины подходят, предлагают помощь".
Павел Сергеевич мне рассказал, в чем его секрет долголетия - это любовь! Любовь к жизни, к женщинам! "Я последний раз влюблялся в 95 лет! - поделился он. - Эх, нет уже, к сожалению, в живых моих любовниц".
Видимо, он так шутит. Павел Простокишин был счастливо женат дважды. Когда спросила, почему не женился в третий раз, сказал, что уже 12 лет живет один и ему хорошо. А общения и так хватает.
Уже прощаясь, он сказал мне: "А вообще в нашей жизни не нужно быть лопухом!" И пожелал читателям "Российской газеты": "Будьте счастливы! При малейшей возможности!".