ФСБ: Сразу после захвата советского Артемовска немецкий бургомистр переименовал его в Бахмут
ФСБ: Сразу после захвата советского Артемовска немецкий бургомистр переименовал его в Бахмут
Не секрет, что в годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские оккупанты нещадно истребляли на Донбассе советское население, которое в отличие, например, от многих жителей западных областей Украины не приняло "новую власть" и активно боролось с оккупантами.
Федеральная Служба Безопасности России опубликовала очередные уникальные материалы в рамках проекта "Без срока давности". Как сообщили обозревателю "РГ" в Центре общественных связей ФСБ России, речь идет о рассекреченных уголовных делах органов госбезопасности, где были зафиксированы злодеяния, касающиеся истребления мирного населения Сталинской (Донецкой) области в Артемовске, Краматорске, Славянске, Горловке и Сталино (Донецк).
Читая леденящие душу подробности того, что творили фашистские захватчики на Донбассе во время войны, невольно проводишь параллели с тем, как действуют сегодня бандеровские последователи нацистов. В чем-то они уже современные украинские нацисты даже переплюнули своих идейных вдохновителей. Что тогда, что сейчас оккупанты действуют одинаково - сначала сулят якобы все блага мира, а когда это не срабатывает, начинают запугивать, пытать и убивать людей. Но зная людей Донбасса - они скорее умрут, но никогда не прогнутся под оккупантов.
Почему Артемовск - не Бахмут
В рассекреченных документах подробно описываются действия оккупантов на Донбассе. Так, например, в справке по оккупации нацистами Артемовска, которую опубликовало ФСБ, отмечается, что в первые две недели после захвата города бургомистр Ф. Главни издал приказ о его переименовании в Бахмут.
Город был захвачен немцами 3 ноября, а уже 16 ноября они выпустили первый номер оккупационной "Бахмутской правды". По приказу коменданта города у горожан изымались зимние вещи и остатки продовольствия "на нужды немецкой армии", а выход за пределы города без особого разрешения запрещался. Наказанием за нарушение приказа был расстрел.
Для "неблагонадежных граждан" немцы создали в городе пять лагерей, в которых содержалось единовременно до трех тысяч человек. После допросов в тайной полиции многих расстреливали, а оставшихся использовали на принудительных работах, невзирая на состояние здоровья и возраст.
Под угрозой голодной смерти и расстрелов немецкие захватчики принуждали молодых женщин от 16 до 25 лет "работать" в четырех созданных оккупационной властью домах терпимости. Два из них были для офицеров, два - для солдат, заведения стали рассадником венерических заболеваний. Заболевшие девушки бесследно исчезали, а их заменяли новыми.
Все еврейское население города обязали зарегистрироваться и носить белые повязки на рукаве. 9 января 1942 года нацисты собрали под предлогом эвакуации три тысячи человек еврейской национальности, которых впоследствии удушили угарными газами, а детей отравили ядом.
Свидетель Андрей Манукалов сообщал, что являлся очевидцем казни в овраге между алебастровыми заводами беременной женщины с тремя малолетними детьми, которых расстреляли и сбросили в яму за то, что ее поймали за пределами города по пути на свой огород за продуктами.
15-летнего мальчика Анатолия Нарыжного немцы, заподозрив в связи с партизанами, избили резиновыми палками, натравили на него собаку, пытались сжечь живьем, держали в погребе с трупами замученных советских граждан и в конце заставили копать для себя могилу. Все это - за подозрение в связи с партизанами и за то, что он передал одному из военнопленных свеклу. Парень остался жив только благодаря тому, что на четвертый день смог сбежать и спрятался у деда-партизана.
Перед наступлением Красной армии нацисты и их пособники из "Украинской жандармерии" взорвали и сожгли уцелевшие здания, а мирному населению было приказано отходить на Запад под страхом расстрела. Оставшихся жителей расстреливали на месте. Вместе со зданием 1-й городской больницы были сожжены оставшиеся там больные.
Геринг - "Палач Славянска"
Бывший повар 466-го пехотного полка 257-й пехотной дивизии Герберт Франке в ходе допросов сообщал, что в период нахождения его подразделения в Славянске специальная группа по борьбе с партизанами под командованием лейтенанта абвера Райнгольда Ягова занималась допросами всех подозрительных советских граждан, задержанных в городе и его окрестностях. Когда задержанные не давали нужных показаний, их избивали и пытали. Из дома, где проходили допросы, постоянно были слышны крики и стоны.
- Помощники Ягова Шнайдер и Геринг, когда приходили ко мне на кухню, хвастались, что они лично и Ягов допрашивали, избивали, а потом расстреляли около 140 человек, трупы которых свалили в ямы около соляного завода и завалили снегом и шлаком. Солдаты нашего полка называли Геринга "палачом Славянска", - рассказывал Франке.
Шахты смерти
Но больше всего жертв среди мирного населения от рук карателей было зафиксировано в Сталино (Донецк), где немцы скидывали тела расстрелянных и замученных людей в угольные шахты, надеясь таким образом скрыть следы преступлений.
Так например, вахтер ремонтной базы, располагавшейся на территории бывшего управления шахты "4-4 бис" в Сталино, Дмитрий Ушаков сообщил сотрудникам органов госбезопасности, что летом 1943 года был свидетелем расстрела немецкими офицерами молодой женщины и грудного ребёнка. Перед расстрелом хорошо одетую женщину заставили снять пальто и сапоги, которые один из офицеров положил к себе в машину. Он также видел, как людей по одному выводили из машины, ставили на колени, стреляли в затылок и ногой сталкивали в шахту. Кроме того, сторож рассказал, что периодически к шахте подъезжали машины-"душегубки" - иногда по три за раз, размером с вагон трамвая, из которых в шахту скидывали тела уже погибших.
- Расстрел советских людей производился ежедневно с начала 1942 года и до первых чисел сентября 1943 года. - показал Ушаков.
По его словам, немцы перед отступлением пытались взорвать ствол шахты, чтобы скрыть свои чудовищные преступления. Однако у них это не вышло, так как на взрыв железобетона надо было больше времени и взрывчатки.
Еще один житель поселка Калиновка слесарь рембазы Илья Завдовеев свидетельствовал, как ежедневно к шахте "4-4 бис" в пригороде Сталино подъезжали грузовые автомашины, крытые брезентом, которые привозили советских граждан. Сопровождающие их немцы по очереди выводили жертв, расстреливали и после сбрасывали трупы в ствол шахты. По его словам, ежедневно немцы расстреливали 100 и более человек.
Иногда, со слов свидетеля зверств, подъезжали "душегубки", из которых уже умерщвленных людей выгружали и скидывали в шахту.
- В мае 1942 года подошла легковая машина, из которой немецкий офицер вывел девочку лет 13. Ребенок начал кричать и просить немца "дядечка, родненький, не стреляйте меня", ухватившись за него обоими руками. Офицер потянул жертву в здание шахты, после чего раздался выстрел и звук оборвался. Вскоре немец снова подошел к машине, взял за руку мальчика 5-6 лет. Мальчик тихо и покорно пошел с ним. Через несколько секунд я снова услышал выстрел. В третий раз немец вынул из машины малолетнего ребенка, унес в здание, где раздался выстрел, - вспоминал Завдовеев.
Еще он рассказал, что два офицера, которые производили непосредственно расстрел у ствола шахты, были привязаны друг к другу поясами, чтобы тот, кого они убивали не схватил убийцу за собой. Свидетель также показал, что летом 1943 года он с другими рабочими рискнул замерить с помощью проволоки и груза глубину шахту в которую сбрасывали тела. Оказалось, что он была полностью заложена трупами на 305 метров.
В рамках работы Чрезвычайной государственной комиссии в 1944 году бригадой горных спасателей были подняты 112 трупов с верхней части шахты, подъем остальных признан нецелесообразным по причине затопления ствола водой.
В результате проведения судебно-медицинской экспертизы установлено, что из 112 извлеченных останков тел 23 - женские, 7 - детские. Всего по оценкам комиссии в данном месте погребено более 75 тысяч советских граждан.
Возмездие для оккупантов
Сталинская область (с 1961 года - Донецкая область) находилась под немецко-фашистской оккупацией с октября 1941 года по сентябрь 1943 года. За это время нацисты уничтожили не менее 174 тысяч мирных граждан и 149 тысяч военнопленных, угнали на каторжный труд в Германию более 252 тысяч советских граждан.
В октябре 1947 года в городе Сталино в здании нынешнего театра оперы и балета состоялся открытый судебный процесс над нацистскими преступниками К. Репке, Г. Вильгельмом, Г. Лукасом, Г. Цандером, Р. Яговым, В. Леснером, О. Цехендорфом, В. Роттером, Г. Рехом, В. Регитчнигом, Л. Крачем и В. Гааргаусом. Именно эти нацисты принимали непосредственное участие в разрушении и сожжении населенных пунктов, а также истреблении мирных граждан.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года и в связи с отменой 26 мая 1947 года в СССР смертной казни десять обвиняемых приговорены к высшей мере наказания - к 25 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, Л. Крач и В. Гааргаус - к 20 и 15 годам соответственно.
Без срока давности
В ЦОС ФСБ напомнили, что еще за четыре года до решения Нюрнбергского трибунала, 2 ноября 1942 года, в Советском Союзе была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, на которую было возложено "собирание документальных данных, их проверка и подготовка всех материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и её сообщников".
Активную помощь Комиссии в сборе доказательной базы о преступлениях оккупантов против мирного населения нашей страны оказывали органы государственной безопасности.
19 апреля 1943 года, в день создания органов контрразведки "Смерш", вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников", в соответствии с которым в 1943 - 1949 годах в Советском Союзе были проведены открытые судебные процессы: Краснодарский, Краснодонский, Харьковский, Смоленский, Брянский, Ленинградский, Николаевский, Минский, Киевский, Великолукский, Рижский, Сталинский (Донецкий), Бобруйский, Севастопольский, Черниговский, Полтавский, Витебский, Кишинёвский, Новгородский, Гомельский, Хабаровский.