Серию премьер юбилейного, 100-го сезона Театра Маяковского завершает необычный спектакль - "Поиск продолжается". Эта постановка создана вместе с поисково-спасательным отрядом "ЛизаАлерт", причем режиссер Дмитрий Крестьянкин и молодые артисты "Маяковки" сочинили ее специально для показа в школах в рамках проекта "Театр в школе". Но спектакль имел настолько живой отклик зрителя, что было принято решение включить его в репертуар.
"Наш спектакль - возможность поговорить с подростком о том, что заставляет его переживать, - отмечает Дмитрий Крестьянкин. - Именно поэтому следующий за сценическим показом живой разговор с инструктором Школы "ЛизаАлерт" является обязательной частью замысла. Отказываясь говорить, мы теряем контакт и начинаем исчезать не только для своих близких, но и для самих себя. Нам бы хотелось играть этот спектакль и для родителей. С этого может начаться важный разговор внутри семьи, на который страшно решиться просто так".
В основе спектакля - три новеллы, написанные по опыту координаторов отряда "ЛизаАлерт". Герои сюжетных линий - подростки: кто-то принимает решение уйти из дома, кто-то становится жертвой школьной травли или доверяет свою жизнь незнакомцу из социальных сетей. И слова "Найден. Жив" прозвучат, увы, не для всех...
Это первая премьера обновленного Театра Гоголя на Большой сцене. Постановка художественного руководителя театра Антона Яковлева - современная версия классической пьесы.
"Гроза" стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить, - рассказывает режиссер. - Она не бытовая, в ней есть элемент условности, фантасмагории. Мне кажется, эта пьеса может играться и как театр абсурда, и как фантастический реализм. Для меня в "Грозе" главная тема - искушение, которое в этой пьесе есть у каждого, как способ уйти от болезненной реальности. По сути, в основе "Грозы" - библейский сюжет, который может быть интересен зрителю любого возраста".
В роли Кабанихи - народная артистка России Ольга Науменко, в роли Катерины - актриса Любовь Константинова, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Сергея Урсуляка "Праведник" (2023), в роли Бориса - Илья Антоненко (главные роли в многосерийных фильмах "Золото", "Счастье не за горами").
Классический сюжет Достоевского на петербургской сцене поставил японский режиссер Мотои Миура, причем - в непосредственной близости от мест, где разворачивается действие романа. Окрестности Сенной площади художник Итару Сугияма представил в виде кирпичной стены, напоминающей брандмауэр доходного дома, в дверях которого появляются и исчезают герои. Авторы решают "Преступление и наказание" как коллаж или головоломку, создавая собственное музыкально-поэтическое произведение.
"В Японии, как и в России, стыдно признаться, что ты не читал "Преступление и наказание". По Достоевскому очень интересно ставить спектакли, потому что у него много интересных идей, которые разматываются как клубок, и каждый раз выясняешь для себя что-то новое, - подчеркивает режиссер. - И я в очередной раз убеждаюсь, что тема преступления и наказания очень современна. За эти двести лет человечество не изменилось - люди все те же".
Мучительный путь Родиона Раскольникова от человека-идеи, попавшего в капкан собственной теории, - к человеку сердца, готовому принять мир и людей в этом мире - вот что значимо в этой постановке, вот что явилось предметом исследования для режиссера и артистов. В роли Раскольникова - Геннадий Блинов.
Знаменитую пьесу Максима Горького в "Современнике" ставит Павел Сафонов. По словам режиссера, постановочная команда пытается найти в "Мещанах" сегодняшний нерв: "Довести до крайности противоречия, которые, возможно, существуют в нашем обществе. Мы стремимся через любовь вскрыть социальную драму Горького, вдыхая в нее поэзию. Когда распадающаяся связь времен заставляет людей, как героев Шекспира, подниматься на уровень высокой трагедии".
В спектакле играют Марина Хазова, Светлана Иванова, Виктория Романенко, Иван Стебунов, Даниил Попов, Сергей Гирин, Вероника Амирханова и другие. Роль зажиточного мещанина Бессеменова сыграет Александр Балуев.
"Бессеменов уверен, что движим благими намерениями, но его видение блага расходится с тем, как это воспринимают окружающие его люди. Это для меня один из основных конфликтов в пьесе, - рассказывает артист. - Я не стремлюсь играть удобного персонажа, скорее, наоборот, хочу показать человека со всеми его слабостями, отталкивающими и неприятными проявлениями. Как относиться к такому человеку, решать, конечно, зрителю".
Еще одна "булгаковская" премьера на сцене Театра им. Пушкина - на этот раз Евгений Писарев взялся за "Зойкину квартиру". Написанная в годы НЭПа пьеса не потеряла остроты и сегодня. Живая музыка, чувственные танцы, красивые наряды... Однако за всем этим блеском разгулявшейся жизни спрятан драматический сюжет о людях, оказавшихся на распутье эпох, об их сложном выборе, о мечтах и надеждах, которые разбиваются обстоятельствами суровой реальности.
Зоя мечтает уехать с возлюбленным, бывшим дворянином Обольяниновым, в Париж. Для этого нужны деньги - так появляется знаменитый публичный дом, замаскированный под элитное ателье. Дела идут довольно успешно, ведь в администраторы берут ловкого авантюриста Аметистова. Но в комнатах веселой квартиры уже зреет печальный финал.
В главной роли - Александра Урсуляк. "Я пытаюсь сделать свою героиню женщиной "на грани", отчаянной, азартной, но достаточно простой. Мне сложно сказать, насколько мы с ней похожи, но я ее люблю", - рассказывает о работе над ролью актриса.
"В день рождения нашего театра мы сыграем премьеру - спектакль "Сказка о царе Салтане" в постановке Руслана Кудашова. Это одна из самых важных, фундаментальных сказок в русской литературе, она давно стала частью нашего национального кода. Команда создателей спектакля подарит этому тексту новое, необычное звучание и визуальное воплощение", - рассказывают в театре.
Образное и стилистическое решение спектакля связано с обращением его авторов к древнерусской живописи, к иконописи и скульптуре.
"Я вдохновлялась византийской архитектурой и костюмом, фресками и иконами XII-XV веков, Билибиным и его иллюстрациями, - рассказывает главный художник театра Марина Завьялова. - В костюмах для спектакля будут преобладать натуральные ткани: хлопковый бархат и лён разных оттенков с оторочкой из натурального меха. Для каждого костюма принт разрабатывается индивидуально, накатывается вручную на ткань".
Текст прозвучит максимально близко к оригиналу, но в непривычном виде. Большая часть будет переложена на хоровые партии, которые исполнят монахи и монахини с острова царевича Гвидона. Над музыкальным оформлением спектакля работает композитор Игорь Ушаков.