08.05.2023 20:10
    Поделиться

    Ростовский программист придумал, как проводить собрания ТСЖ без скандалов

    В 2019 году 30-летний ростовчанин Сергей Третьяков купил дом и переехал с семьей в пригород, на свежий воздух. Жена и дети были в восторге. Уютный домик как будто с обложки модного журнала, свой участок с садом и прочие прелести тихой семейной жизни. Но на первом же сходе товарищества собственников жилья выяснилось, что электричество и вода в новом поселке подключены незаконно.
    С приходом весны Сергей вместе с соседями регулярно устраивает "субботники" и наводит порядок в поселке
    С приходом весны Сергей вместе с соседями регулярно устраивает "субботники" и наводит порядок в поселке / Тагир Раджавов / РГ

    Ранее ТСН во главе с председателем собрало деньги на подключение к сети. Но, как оказалось, своих обязательств по оформлению документов не выполнило. И теперь каждому нужно заплатить еще от 150 до 350 тысяч за официальное подключение к сетям. Либо затевать многолетнюю войну в судах. Люди негодовали. Для многих сумма была неподъемной. Ну и вообще платить второй раз за коммуникации никто не хотел. И тогда слово взял новый участник схода. Имея опыт работы с ТСЖ и понимая надвигающийся масштаб катастрофы, он с ходу предложил антикризисную программу, где ТСН было обязано само урегулировать вопрос коммуникаций без дополнительных расходов со стороны жителей.

    Председательница ТСН до этого почему-то не замечала проблему, но зато активно продвигала идею скинуться и доплатить. Поэтому люди решили больше никаких дел с ней не иметь. Было организовано новое товарищество, где Сергея выбрали главой (причем дом был оформлен на отца, поэтому правление нового ТСН выбрали из собственников, а они, в свою очередь, назначили парня управляющим).

    - И я начал разгребать завалы, накопленные с первых дней жизни поселка. А вы сами понимаете, какие страсти кипят в поселковом чате при обсуждении насущных проблем. Мне начали сыпаться претензии по всем вопросам. Как будто я сам все украл, вывез и продал. Спрашивали одно и тоже. И только ты дал развёрнутый ответ, как заходит второй и спрашивает тоже самое, слово в слово. За ним третий, четвёртый и так до бесконечности, - вспоминает Сергей. - Причем людям не просто нужны ответы. Некоторые пытаются еще и нахамить. По-человечески их понять можно, но я не хотел быть мальчиком для битья.

    Проблемы обнаружились не только с коммуникациями. Например, дороги. Застройка посёлка шла полным ходом. Любое покрытие под колесами спецтранспорта за несколько месяцев превращалось в кашу. Поэтому жильцы решили пока не класть асфальт, а просто поддерживать дороги в рабочем состоянии и регулярно подсыпать мелкий щебень. Но как собирать деньги, чтобы тебя не прокляла половина жителей? Кому-то вечная лужа на дороге не дает выйти из дома, а других эта тема не волнует вовсе. А еще выяснилось, что часть дороги оказалась в частной собственности. А еще нужно было как-то благоустраивать поселок. Семьи с детьми требовали площадку, а другим она была не нужна. И так далее и так далее. Бесконечный конвейер претензий и требований. Сделай, реши, закрой вопрос. Дай мне отчет о своей работе, немедленно. Ну и так далее. И тогда он понял, что надо как-то применить свои навыки программиста. Для начала нужна платформа, куда можно выкладывать ответы на типовые вопросы и свою ежеквартальную отчётность.

    Но первым делом Сергей на правах администратора объявил новые правила чата, по которым больше не допускаются никакие оскорбления. За нарушения - мгновенный бан. Хам, конечно же, при голосовании права голоса не лишался (все-таки собственник), но в обсуждение его больше не допускали. Удалил нескольких горлопанов, и ругань сразу прекратилась.

    С ежеквартальной отчетностью тоже получилось весьма удачно. Сергей создал поселковый сайт, где сумел все систематизировать все данные, включая архив. Теперь каждый в любой момент имел доступ ко всей информации по поселку, в том числе текст Устава, кто как голосовал, данные о расходовании средств и так далее.

    "Лучшее время - проведенное с семьей", - говорит Сергей. Фото: Тагир Раджавов/РГ

    Оставалось решить самый сложный вопрос - голосования.

    - Каждый раз проводить собрания в очно-заочной форме очень тяжело. Даже в многоквартирном доме трудно собрать кворум, а в частном секторе и подавно. Обсуждения в чатах, особенно по денежным вопросам, всегда приводят в тупик. И тогда я создал информационный ресурс, где наши официальные зарегистрированные собственники могли бы открыто голосовать по тем вопросам, которые я как администратор выношу на повестку. То есть сначала мы очно или в чате обсуждаем какие-то вопросы, формулируем варианты решения и затем я выношу их на голосование, - рассказал Третьяков. - С технической точки зрения сделать это было не очень сложно. Люди сначала очень насторожено относились к инициативе. А если я не умею пользоваться интернетом? А ты нас там не обманешь? Но когда поняли, что пользоваться сервисом проще простого, а каждый голос открыт, учтен и посчитан, а появление "накрученных ботов" исключено - то быстро включились в работу.

    Конечно, не обошлось без сложностей. Например, когда он впервые принес отчетность в налоговую, а там увидели материалы и решения, принятые при помощи электронного голосования, то документы принимать отказались. "Пришлось познакомить сотрудников управления со статьей 47.1 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой для проведения общего собрания собственников недвижимости в форме заочного голосования можно использовать разные информационные системы", - говорит молодой программист. Надо отдать должное, дальше чиновники припираться не стали. Но сильно удивились - оказывается, так можно было.

    На инициативного парня обратили внимание и власти региона. Депутат Законодательного Собрания Ростовской области Татьяна Иващенко выделила 500 тысяч рублей из своего депутатского резерва на строительство в поселке детской и спортивной площадки.

    - Сергей обратился к нам за помощью, и когда я узнала о его инициативах, то не могла отказать. В поселке была нужна площадка. Но бюрократических проблем при выделении средств обычно много. Сергей не просто сумел собрать все документы, но и организовал соседей, чтобы оперативно установить оборудование. Все эти вопросы согласовывались с жильцами и решались мгновенно благодаря его сервису. Это был уникальный опыт, - рассказала "РГ" депутат.

    На проект обратили внимание управляющие и председатели соседних поселков. И Сергей решил давать бесплатный доступ всем, кому нужна такая площадка.

    - Я очень рад, если наш опыт удастся экстраполировать на другие дачные и садовые товарищества или ТСЖ. Система универсальная и очень удобная, - говорит Сергей. - Сейчас любой желающий может отправить заявку на мой почтовый ящик decision.community@mail.ru. Доступ дает возможность создать свой "кабинет" и решать любые вопросы голосованием демократического большинства, хранить отчетность и систематизировать все поступающие данные. Я готов не только подключить к ней других желающих, но и научу работать с системой. И буду рад, если смогу облегчить жизнь другим собственникам жилья в России.

    Поделиться