По словам Ильи Бартоша, начальника отдела стратегического развития отрасли свердловского минстроя, в прошлом году в регионе сдали почти 1,3 миллиона квадратных метров ИЖС - это 44 процента от общего объема нового жилья. В 2023-м положительная динамика сохраняется: за три месяца - почти 500 тысяч квадратов. Из них на блочные дома приходится 250 тысяч квадратных метров, на дерево - 200, на кирпич - 100.
Частные застройщики, заполняя декларации, чаще ставят галочку в графе "прочие материалы", потому что не могут четко определить, из чего дом. В число "прочих", например, попадают коттеджи на деревянном каркасе, то есть на самом деле использование древесины в ИЖС раза в два больше официальных цифр, но все равно меньше объемов блочного строительства.
Это подтверждают и риелторы. По словам вице-президента Уральской палаты недвижимости Эдуарда Богданова, дома из блоков - безусловные лидеры спроса, на них приходится 60 процентов строящихся объектов. Все остальные технологии - каркасные, панельно-каркасные, СИП-панели, монолит, брус - им проигрывают.
В целом по России доля деревянного домостроения в ИЖС не превышает 10 процентов, тогда как в Финляндии она достигла 70-ти. Может, причина в нехватке сырья? Андрей Мехренцев, президент Уральского союза лесопромышленников, категорически с этим не согласен.
- Такой проблемы я не вижу: лесопромышленники готовы поставить домостроителям любую продукцию, в том числе термомодифицированную, разную номенклатуру для выпиливания, индивидуальную схему раскроя. Запустили новое производство "Лесной Урал Лобва", оно может еще наращивать мощности, технически перевооружили Алапаевский деревообрабатывающий завод. Но внутреннего рынка нет. В Лобве пилят столько, сколько купят за рубежом, алапаевцы работают по заказу Минобороны, - констатирует он.
Надо признать, что лесопромышленники не из внезапно проснувшегося чувства патриотизма готовы развернуть на 180 градусов экспортные потоки. Среднеазиатские рынки для них в 2022 году фактически закрылись, пропускная способность казахстанских железных дорог низка, на Дальнем Востоке возникла очередь из грузоотправителей.
- Нужна долгосрочная программа, до пяти лет, пусть с минимальной маржинальностью, мы готовы, если будут достойные предложения от государства и домостроителей, - уверяет директор группы компаний по лесозаготовкам Павел Кузнецов.
Свою версию непопулярности бруса озвучили проектировщики. По словам Игоря Кормачева, в пандемию цена древесины подскочила с 7 до 17 тысяч рублей из-за дефицита стройматериала на российском рынке: основной объем в то время гнали за границу, а своим привозили только под заказ. В итоге один деревянный каркас стоил дороже, чем дом аналогичной площади из газобетона. Покупателем движет экономическая целесообразность, на "лубяную избушку" потратятся только те, кто принципиально хочет жить в экологичных стенах. Впрочем, сегодня проблем с поставками уже нет, и цены откатились назад. Если в 2020-м кубометр продавали по 20 тысяч рублей, сейчас - по 12. Можно опустить цену и до 9-10, если будет стабильный сбыт - 2-3 тысячи кубометров в месяц, признаются производители.
- Я бы разделил проблему на две части: внутренний рыночный спрос и госзаказ. В первом случае драйвером могут выступать застройщики: спрос на загородное жилье есть, они должны сказать, какой объем стройматериалов в год им нужен? - рассуждает Андрей Курьяков, замминистра природных ресурсов и экологии Свердловской области. - Вторая точка опоры - строительство сельских отделений для "Почты России", сроки уже поставлены. Также подготовлен федеральный законопроект о замене натуральной древесины, которую выдают раз в 40 лет для собственных нужд, сертификатами. Человек придет с таким документов в домостроительную компанию - та сделает заказ заготовителю. Мы с минстроем эти инициативу поддерживаем.
Сколько именно деревьев можно срубить на возведение жилья, решают в регионах. На Среднем Урале это 100 кубов на одиноко проживающего или семью, в том числе деловой древесины - не более 85. Если сертификат дополнить своими средствами плюс 10-процентная скидка на домокомплекты (их промышленникам компенсирует государство), можно приобрести небольшое каркасное здание.
Сложность в том, что в ИЖС нет крупных строительных холдингов - это бизнес-хаос из огромного количества подрядчиков. Чтобы рассчитать потребностьв пиломатериалах, надо для начала их объединить. Процесс создания отраслевых ассоциаций, союзов идет, но не так быстро, как в многоэтажном сегменте.
- Мы постараемся довести до них информацию о готовности леспрома к сотрудничеству и собрать цифры. Со своей стороны производители должны быть готовы выдавать номенклатуру определенных типоразмеров и нужного качества, с чем не так давно были проблемы, - резюмировал Илья Бартош.