Часть работы по уменьшению вреда природе уже взяли на себя компании, например, Яндекс Почта в 2022 году заблокировала или отфильтровала более 25 млрд нежелательных писем. По подсчетам компании, это привело бы к выбросу около 4,2 тыс. тонн CO2-эквивалента, что равно 72 авиарейсам из Москвы в Санкт-Петербург в экономклассе.
Как рассказали "Российской газете" в пресс-службе Яндекс 360 для бизнеса, нежелательные письма (рассылки, на которые пользователь не соглашался, вредоносные вирусы, спам, а также попытки фишинга) приводят к выбросу нескольких тысяч тонн CO2-эквивалента в год за счет затрат электроэнергии устройствами пользователей.
"По данным международного исследования, одно спам-письмо в среднем ассоциируется с 0,3 грамма CO2-эквивалента выбросов парниковых газов, причем 52% выбросов приходится на открытие и прочтение письма", - отметили в компании.
Цифровые данные - несмотря на отсутствие их явной "физической формы" - оказывают значительное влияние на изменение климата. Природе вредит не только спам, вообще каждый PDF-документ, любимый сериал или антивирусная программа имеют свой углеродный след, ведь для работы серверов требуется энергия, рассказал "РГ" генеральный директор и основатель экологического сервиса "Сохрани лес", участник фонда "Сколково" Андрей Хорошилов.
"К 2020 году в распоряжении человечества оказалось 44 триллиона гигабайт информации. International Data Corporation - один из ведущих исследователей медиаконтента - прогнозирует рост объема данных до 175 триллионов гигабайт к 2025 году", - отметил Хорошилов.
По словам эксперта, неоднородность данных, способов хранения и передачи затрудняет точную оценку климатического эффекта - показатели расходятся в 275 раз в зависимости от методологии расчета. "Диапазон составляет от 0,2 до 55 граммов СО2 за гигабайт. Углеродный след в 35 миллионов тонн - "нижняя граница" данных, которые мы накопим через 2 года. Максимальные оценки достигают 9,6 миллиардов тонн СО2, что сопоставимо с ежегодной работой около 1500 крупных нефтеперерабатывающих заводов - более 20% от всех НПЗ в мире.
"Негативно влияет на экологию даже простая маркетинговая рассылка. Ежегодный спам от 6-7 компаний с аудиторией в 1 миллион человек образует углеродный след, сопоставимый с выбросами автомобиля за тот же промежуток времени", - добавил он.
Для того, чтобы улучшить ситуацию, не надо кардинально менять привычки и отказываться от почты. Можно, например, не соглашаться на маркетинговую рассылку, регулярно чистить электронную почту, не сохранять все смешные видео и не пересылать их другим.