Книгу "Дни и ночи пилота Аржанцевой" выпустило издательство "Петрополис".
И начинается она не с подвигов Лисиковой-Аржанцевой, а с того, как ее героиня, отписав внучке, живущей по иронии судьбы в Германии, свою квартиру, едет устраиваться в дом ветеранов войны под Петербургом.
- Ольга Михайловна, спрашивает ее шофер, - а сейчас вы взлететь смогли бы? - Взлететь смогла бы... сесть не смогла, - отвечает она. Не приняв условий дома для ветеранов, Ольга Михайловна решает вернуться в свою квартиру. Но немецкий зять уже успел поставить там новую бронированную дверь...
Это истинная история, и она сразу лишает повесть бравурно-победного характера. Вспоминаются слова фронтовика Давида Самойлова, записанные 9 мая 1945 года: "Прежде думалось: буду ли я жить? Теперь - как я буду жить?!"
Повесть Михаила Кураева написана филигранно. В ней столько живых деталей, столько психологии! Это не только рассказ о судьбе Лисиковой, но и глубокие размышления о женском характере... Вот, казалось бы, незначительная деталь. Ольга Аржанцева, командир самолета, перевозящего детей из блокадного Ленинграда, заходит в кабину.
"Пройти в пилотскую кабину было непросто: на полу на разостланных моторных чехлах, лоснящихся, пропитанных маслом, лежали дети. Их было человек шестьдесят, может, чуть больше. Бледные, худые, закутанные в платки, в зимних шапках с подвязанными ушами, они внимательно и серьезно следили за ней своими огромными глазами. Ольге на секунду стало страшно, она не могла понять причину этого страха, и только когда уже от двери в пилотскую кабину оглянулась, поняла - дети молчали. Дети - молчали..."
"Дети - молчали..." Это может отметить как что-то невероятное только женщина. И в двух словах передана вся жизнь блокадного Ленинграда.
Таких эпизодов в книге много. Живых, проникновенных, показывающих не только античеловеческую, но и человеческую природу войны. И еще - что у войны все-таки и женское лицо...
Что касается подвигов Ольги Лисиковой, они известны. Она - единственная женщина-командир транспортных самолетов во время войны. Принимала участие в финской компании, в Великой отечественной, летала от Заполярья до Югославии. За всю войну не потеряла ни одного самолета и ни одного члена экипажа.
Трудно ли женщине быть пилотом-командиром? На этот вопрос трудно ответить. Но за первые 280 вылетов (все задания выполнены, ни одной битой машины, ни одного ранения в экипаже) она не получила ни одного ордена. Другим давали за меньшие заслуги. А ее хотели представить, но передумали. Чтобы не зазнавалась.
Горячо рекомендую эту книгу. В нее вошли еще три вещи. Две из них посвящены блокаде Ленинграда, которую Михаил Кураев пережил ребенком.