За три месяца этого года в Россию ввезли не более 3 тыс. тонн филе белой рыбы (тилапия, минтай, хек, пангасиус и палтус), подсчитали в DefaGroup. В частности, ввоз тилапии снизился на 41%, пангасиуса - на 50%, тогда как в тот же период прошлого года наблюдался рост поставок. Продолжается снижение импорта филе хека, он сократился вполовину относительно объемов прошлого года и составил всего 300 тонн. Тушки хека также показывают отрицательную динамику - импорт сократился почти на треть и составил 4 тыс. тонн.
Еще в прошлом году Россия практически полностью заместила импорт минтаевой продукции - ее было ввезено в Россию всего 158 тонн против 183 тыс. тонн своего минтая. С 2014 года импорт продукции из минтая снизился почти в 130 раз, говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Помимо самой рыбы, импортозамещение произошло и в сурими (фарш) - в прошлом году на внутренний рынок было поставлено более 8 тыс. тонн сурими из минтая, из которого производят популярные в России крабовые палочки. В этом году динамика по всем видам минтаевой продукции сохраняется. За первый квартал 2023 года поставки минтая на внутренний рынок Алексей Буглак оценивает в 71 тыс. тонн (все виды продукции).
По данным Росрыболовства, вылов минтая с начала года составляет почти 2 млн тонн. Российские рыбаки осваивают более половины минтая в Северной Пацифике (северная часть Тихого океана с прибрежьем. - "РГ"), в 2022 году они вышли на исторический максимум современной эпохи - 1,9 млн тонн, или 55% от общего улова. На береговых заводах переработано 236 тыс. тонн минтая. Наблюдается рост поставок минтая на внутренний рынок, меняется номенклатура в пользу продукции глубокой переработки, говорят в Росрыболовстве. По оценке минсельхоза, общий уровень самообеспеченности рыбной продукцией в прошлом году составил 153%.
Впрочем, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев обращает внимание на то, что в прошлом году поставки филе белой рыбы выросли на 140,3%, до 26,5 тыс. тонн. Следовательно, снижение импорта в первом квартале 2023 года может быть связано в том числе с тем, что запасы в опте сформированы и произошло некоторое снижение спроса, полагает он.