В марте с таким предложением к Владимиру Путину обратились работники Улан-Удэнского авиационного завода.
- Увековечить трудовой подвиг прадедов, дедов и отцов - наш священный долг, - сказал мэр города Игорь Шутенков.
Он подчеркнул, что населенный пункт имеет все основания для присвоения почетного звания: с первых месяцев войны паровозовагоноремонтный, авиационный заводы и другие предприятия Улан-Удэ начали производить все для фронта.
Если Улан-Удэ присвоят почетный титул, он станет третьим дальневосточным городом, удостоенным этого звания, - после Комсомольска-на-Амуре и Магадана. Три населенных пункта ДФО - Владивосток, Петропавловск-Камчатский и Хабаровск - именуют Городами воинской славы.
Первым в ноябре 2010 года стал Владивосток, получивший звание в знак признания заслуг города и его жителей в деле защиты и сохранения восточных рубежей России.
С инициативой выступили ветеранские организации, которых поддержали приморские парламентарии. Когда в столице Приморья устанавливали памятную стелу, Виктор Горчаков, на тот момент председатель Законодательного собрания края, вспоминал, что нужно было не только собрать кипу исторических документов, но и переубедить армию скептиков.
- Никто из жителей и гостей Владивостока, познакомившихся с его историей, не поставит под сомнение: история нашего города - история воинской славы, мужества и героизма, - сказал депутат Владимир Беспалов.
Столица Приморья с момента основания играла значительную сдерживающую роль при защите дальневосточных границ страны. В годы Первой мировой она стала единственным военным портом Российской империи, недоступным для прямых действий германского флота и важнейшей базой снабжения русской армии и флота вооружением.
В послереволюционный период история города оказалась тесно связана с созданием и становлением Тихоокеанского флота.
Более 200 тысяч жителей Приморья участвовали в Великой Отечественной войне. Владивосток был надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием, и транспортом. А во время войны с Японией - главной базой вооруженных сил страны на Тихом океане.
Через год почетное звание присвоили Петропавловску-Камчатскому. Основанный в 1740 году, всего через 14 лет он принял первый бой. Во время Крымской войны к форпосту подошла англо-французская эскадра: шесть кораблей с 216 орудиями и 2600 моряками. Против них стояли 920 человек гарнизона, фрегат "Аврора" и военный транспорт "Двина". На кораблях и береговых батареях имелось 61 орудие. Захватчики надеялись на легкую победу, но потерпели тяжелое поражение.
Эти события легли в основу барельефов на стеле, установленной на берегу Авачинской бухты, куда подходила вражеская эскадра. Есть на памятнике и напоминания о Великой Отечественной. К тому времени в городе построили морской порт, который работал в том числе и по ленд-лизу.
На Камчатке с 1936 года были развернуты морские, сухопутные, авиационные части и силы противовоздушной обороны, а в декабре 1945-го образовано Камчатское объединение разнородных сил ТОФ. 1 июня 1998 года создана группировка войск и сил на северо-востоке России, штаб которой по традиции стал базироваться в Петропавловске-Камчатском.
Еще через год, в ноябре 2012-го, Владимир Путин подписал указ о присвоении звания "Город воинской славы" Хабаровску. В документе подчеркивалось, что с первых дней своего образования, в середине XIX века, населенный пункт стал передовой укрепленной позицией для развития и защиты восточных окраин России.
В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции Хабаровск был прифронтовым городом, центром боевых действий. В 1940-е годы на фронт ушли около 90 тысяч местных жителей. В целом на запад, против войск фашистской Германии, были направлены 22 дивизии, 19 бригад и авиационных частей края.
В кратчайшие сроки промышленность и транспорт удалось перевести на военный лад. На предприятиях города выпускалось более 50 наименований оборонной продукции.
В 2015 году на месте пустыря в краевом центре возвели мемориальный комплекс "Площадь воинской славы". Ее центром стала стела, какие устанавливают во всех городах, удостоившихся почетного звания. Рядом находятся барельефы с информацией о том, какой вклад внесли горожане для победы.
В мае 2021 года почетное звание "Город трудовой доблести" получил еще один город Хабаровского края - Комсомольск-на-Амуре. Этот крупнейший индустриальный центр Дальнего Востока имеет славную историю.
Во время Великой Отечественной войны Авиационный завод №126 (ныне КнААЗ имени Гагарина) выпустил около 2,7 тысячи бомбардировщиков Ил-4. В 1942 году предприятие первым в крае награждено орденом Ленина. На судостроительном заводе №199 спустили на воду девять военных кораблей, отремонтировали 17 подводных лодок. Там же производили корпуса авиационных бомб, артиллерийских снарядов. В 1945 году завод получил орден Трудового Красного Знамени. В 1942-м состоялась первая плавка на заводе "Амурсталь", обеспечивавшем металлом многие оборонные предприятия страны.
В 2024-м власти обещают установить стелу "Город трудовой доблести" и разбить рядом с ней сквер. Работы начнут уже в этом году.
Одновременно с Комсомольском-на-Амуре почетное звание получила столица Магаданской области. Губернатор Сергей Носов назвал данное событие "высокой оценкой вклада Колымы в победу в Великой Отечественной войне".
- Это дань уважения нашим ветеранам и всем тем, кто добывал драгоценные металлы, олово. Тем, кто прокладывал дороги, развивал регион, строил наш Магадан, - сказал он.
В годы Второй мировой войны местные жители, несмотря на нехватку рабочих рук, техники, материалов, дали стране 360 тонн золота - 55,5 процента всего добытого в Советском Союзе.
Магаданцы работали по 12-14 часов в день. 11 предприятий города ежедневно без выходных поставляли одежду и продовольствие для горнорабочих, обеспечивали ремонт оборудования для шахт и приисков. По воздушной трассе АЛСИБ через Магадан по ленд-лизу было доставлено из США более восьми тысяч самолетов, что позволило сформировать 250 авиаполков ВВС.
В прошлом году в Магадане открыли памятную стелу, в оформлении которой использовали исторические фотографии.