10.05.2023 10:59
    Поделиться

    Как ювелир из Казани стал известным джаз-музыкантом

    Наш собеседник Рустем Ахметов, мастер, воссоздающий старинные украшения из металла, владеющий магией художественного слова, играющий джаз. Ведь настоящий творец сам определяет границы своего искусства. Только так и не иначе.
    Рустем Ахметов: Хобби, начавшееся с пары сережек, стало для меня настоящим профессиональным делом.
    Рустем Ахметов: Хобби, начавшееся с пары сережек, стало для меня настоящим профессиональным делом. / Александр Эшкинин/РГ

    Все начинается с детства

    Рустем Ринатович, вы в Татарстане известны прежде всего как мастер-ювелир. Что привело вас на эту стезю?

    Рустем Ахметов: Вся наша жизнь, ее стиль, то, чем человек будет заниматься в будущем, определяется в детстве: тем, что он видит, слышит, чему его обучают с малолетства. Мои родители не профессиональные музыканты, но семья всегда была музыкальной. С раннего детства я слушал на виниле Дюка Эллингтона, Георгия Гараняна, других известных исполнителей. Мама хорошо пела, и сейчас на девятом десятке жизни она продолжает петь.

    Папа, телевизионный мастер, передавал мне навыки работы с инструментом, и уже в восемь лет я мог провести несложный ремонт телевизора. Жили мы в Шемордане, но вскоре отец получил работу в Елабуге, где должен был открыть телемастерскую.

    Переезд на новое место стал в моей жизни, возможно, решающим обстоятельством. Елабуга стоит на Каме, и отец, пристрастившись к рыбалке, начал изготавливать блесны. Я же по нашему обычаю работал рядом с ним, и блесны стали моим первым опытом работы по металлу. Хотя, конечно, тогда я еще не думал, что этот навык станет столь важен в будущем.

    А с чего началось знакомство с музыкой?

    Рустем Ахметов: Со знакомства с руководителем духового оркестра Виктором Дмитриевичем Волковым. Была возможность пойти и по традиционному пути через музыкальную школу, в которой я начал учиться игре на баяне, но баян не выдержал конкуренции с духовыми инструментами.

    Волков создал детский духовой оркестр, начавший свою деятельность в котельной. Я до сих пор помню трубы отопления, на которых висели корнеты, альты, тубы и мой баритон. Потом оркестру дали хорошее помещение в открывшемся в 1973 году "Доме техники" в Елабуге. А еще немного позже на конкурсе детских музыкальных коллективов мне довелось познакомиться с майором Николаем Ивановичем Щуром - дирижером суворовского училища.

    Мы из джаза

    Военный оркестр стал вашим следующим этапом. Это, согласитесь, довольно далеко от джаза.

    Рустем Ахметов: Дистанция не такая большая, как может показаться. В суворовском училище три года я был воспитанником оркестра, далее срочная служба, затем служба по контракту. В это же время я встретил свою будущую супругу Лидию, для которой потом создал первое сценическое украшение.

    Изучая военные марши, освоил тромбон, поступил в Казанское музыкальное училище, стал лауреатом 1-го конкурса молодых исполнителей республик Поволжья. Между прочим, председателем жюри того конкурса был Назиб Жиганов.

    Но пока мы ничего не слышим о джазе.

    Рустем Ахметов: В стенах музыкального училища мне посчастливилось учиться у Виктора Эдуардовича Деринга, известного старшему поколению музыканта. Он приехал в Казань в составе легендарного оркестра Олега Лундстрема и создал в нашем городе собственный джазовый коллектив.

    Виктору Эдуардовичу предложили преподавать в училище, с него и началась моя любовь к джазу и работа в джазовом оркестре. Спустя годы наш коллектив перешел в филармонию и стал уже знаковым казанским коллективом. Увлечение джазом помогло мне раскрыть талант сочинительства.

    Вы стали сценаристом джазовых концертов.

    Рустем Ахметов: Первый опыт сочинительства мне дали собственные дети, для которых я придумывал сказки. Они, особенно дочь, требовали, чтобы сказки не повторялись. Приходилось выдумывать все время новых героев, какие-то приключения. Опыт пришелся кстати, когда наш коллектив взялся за популяризацию джаза среди детей.

    Я начал писать сценарии для концертов, которые проходят в форме сказок с элементами игры. В создании такой формы работы с детьми активное участие приняла моя жена Лидия, она же директор Филармонического джаз-оркестра РТ. Программы джаза для детей идут уже с 2014 года.

    Магия старины

    В начале нашего разговора вы упомянули об изготовлении блесен для рыбалки и о том, какую роль это сыграло в будущем.

    Рустем Ахметов: Лидия однажды принесла домой пару сережек, которые мне не то чтобы не понравились, но подумалось, что я могу сделать и лучше. Жена не поверила, пришлось доказывать делом. С этой пары и началась история изготовления украшений из металла.

    Сегодня вы известный мастер. Есть ли у вас глубоко личный секрет успеха?

    Рустем Ахметов: Как-то слышал мнение, что мои изделия очень хорошо смотрятся со сцены, поскольку я делаю украшения для участников творческих коллективов, фольклорных ансамблей, музыкантов, танцоров. А секрет в изготовлении методом чеканки. Искусство чеканки мы отрабатывали еще с отцом на своих первых блеснах. В работе над украшениями качество исполнения, конечно, другое, но идея именно в этом. На сцене более эффектно выглядят изделия, выполненные именно в технике чеканки.

    Украшения мастера воспринимаются так, как будто сделаны сотни лет назад. Фото: Из личного архива Рустема Ахметова

    А их аутентичность имеет значение?

    Рустем Ахметов: Изготовить браслет или серьги - это еще полдела. Важно, чтобы они воспринимались так, будто сделаны сотни лет назад. Для этого необходимо знать традиции ювелирного искусства. К сожалению, недрагоценный металл долго не живет, поэтому хорошо сохранившиеся образцы украшений датируются XII-XIII веками. При этом золотые изделия остаются в неизменном виде с эпохи фараонов.

    Со временем менялся материал и совершенствовалась техника изготовления. Насколько нам сейчас известно, первые украшения в Поволжье делались из меди и бронзы, серебро и золото были малодоступны. Искусство чеканки берет свое начало с глубокой древности, еще до нашей эры. Непрерывно развиваясь, с середины XIX века оно прочно вошло в технологию монументального искусства. Между прочим, серьги не самое древнее украшение. Изначально это были височные подвески, прокалывать уши женщины стали несколько позже.

    С чего начинается изготовление изделия?

    Рустем Ахметов: С исследования исторического материала. Я много времени провожу за изучением документов, рисунков и фотографий археологических экспонатов. Иногда требуется значительный период, чтобы понять или придумать, как мастер в старину делал ту или иную вещь, какие применялись технологические приемы. Важна ведь не просто эстетика украшения, необходимо, чтобы оно выглядело так, как это было изначально.

    Почему это важно?

    Рустем Ахметов: В старину люди стремились жить в гармонии с природой и свои идеи, в том числе и для украшений, брали из окружающего их мира. В этом легко убедиться, изучая орнаменты старинной одежды народов средней полосы России. Здесь и древо жизни, и символы солнца. Эту традицию можно проследить в одежде и украшениях татар, марийцев, удмуртов, чувашей, русских. Глубинная мудрость каждого народа опирается на созерцание природы. Поэтому старинные украшения становятся не просто художественным элементом, а оберегом, свидетельством тайной силы, данной еще древнему человеку, сохранить которую необходимо и человеку нового времени. Именно так я воспринимаю создание украшения, может, в этом и есть главный секрет.

    А начало было положено парой сережек для любимой жены!

    Рустем Ахметов: Сегодня мои украшения носят многие артисты, так как я работаю, в общем-то, для них. Помимо металла, использую полудрагоценные камни, такие как бирюза, имеющая большую ценность в татарской традиции, и сердолик. Много читаю, изучаю историю Поволжья, Булгарского царства. В моем распоряжении богатейший исторический материал. Украшения, традиции в изготовлении одежды, орнаменты - это целый мир, на исследование которого можно потратить не одну жизнь. Поэтому мое хобби, начавшееся с пары сережек, стало настоящим профессиональным делом.

    Поделиться