В прошлом сезоне здесь обнаружили элементы фортификации: внутренние элементы городского вала и мостовую, которая облегчала перемещение защитников крепости во время обороны. Также исследователи обнаружили наконечники стрел и сулиц (разновидность метательного оружия. - Прим. ред.). Кировские археологи относят эти находки ко времени после завоевания города экспедиционным корпусом Даниила Щени, наиболее известного военачальника Ивана III.
В этом сезоне раскоп расширят и углубят, чтобы изучить прилегающее пространство и исследовать более ранние слои. Руководитель проекта Андрей Кряжевских не исключает, что удастся обнаружить более ранние укрепления последних десятилетий независимой Вятки. Письменные источники упоминают факт строительства оборонительных сооружений в 50-х годах XV века, когда Хлынов готовился к защите от московских великих князей.
- Ниже мостовой конца XV века идут другие слои. Видны деревянные конструкции. Возможно, это более ранние укрепления, но об этом пока рано говорить. Рядом на уровне мостовой выявлены элементы сруба, возможно, здание было как-то связано с обороной вала. Скорее всего, это не башня, а склад или дежурное помещение. Мы надеемся более точно атрибутировать деревянное сооружение, - поделился планами научный сотрудник Центра по охране объектов культурного наследия Андрей Егоров.
При удачном стечении обстоятельств археологи доберутся до слоев, которые от гипотетической даты основания города в 1374 году будет отделять всего 80 лет. Исследователи шутят, что вряд ли найдут "капсулу с решением вышестоящего органа об основании города". По крайней мере попытки команды Андрея Кряжевских в 2019 году обнаружить следы Крестовоздвиженской церкви, со строительством которой кировский историк Виктор Низов связывал основание города, не увенчались успехом.
Судя по всему, в XIV веке кроме Хлынова, расположенного в окрестностях современного Вечного огня, на нынешней территории Кирова существовало несколько поселений, в которых археологами обнаружен славянский культурный слой.
Речь о Чижевском и Вятском городищах. Первое располагалось на несколько километров южнее, а второе - в непосредственной близости (около 400 метров) от Хлыновского кремля на месте современного Александровского сада. Общим для этих памятников является то, что ученые выявили на этих локациях и дославянские (автохтонные финно-угорские) археологические слои.
Проникновение славян в среднее течение реки Вятки современные исследователи датируют XII веком. Руководитель археологической лаборатории ВятГУ Алексей Кайсин выделил на территории региона 15 древнерусских городищ. Исследователь отмечает, что первоначально славяне появлялись на Вятке, чтобы либо торговать, либо воевать.
- Первые славянские поселенцы - ушкуйники (разбойники. - Прим. ред.), которые имели к земледелию очень отдаленное отношение: захватывали ранее существовавшие городища и искали оптимальные варианты для контроля пространства. Им не надо было создавать с нуля укрепленный форпост, хватало и доукрепления захваченных городищ, - считает Алексей Кайсин.
Военный характер древнерусской, в первую очередь новгородской, экспансии на эти территории подчеркивается находками еще языческих славянских амулетов в виде топорика. Исследователи считают, что это был символ Перуна -покровителя воинов.
Собственно Хлынов, как и другие опорные пункты древнерусских "конкистадоров", был в первую очередь маленьким фортом, который лишь со временем обрастал посадами и налаживал мирное взаимодействие с местным населением. Между прочим, история 1374 года, с которой связывают основание города Кирова, повествует о большом походе ушкуйников, в котором участвовали 90 человек.
В XVII веке Хлыновский кремль занимал площадь около четырех гектаров. По оценкам археолога Андрея Кряжевских, в конце XV века укрепленная часть города была примерно такой же или несколько меньше. Сравнивая с другими древнерусскими городами, численность обывателей Вятки на момент присоединения ее к Московскому государству можно оценить в 300-500 человек, включая женщин, стариков и детей. На этом фоне странными кажутся летописные сообщения, которые повторяют некоторые современные историки, что подступившая к Хлынову армия Даниила Щени насчитывала то ли 64, то ли 72 тысячи воинов.