- Исторически день рождения "копейки" - 22 апреля, но мы из-за погоды чуть перенесли сроки, зато сегодня в 13-й раз представлены оригиналы. Их владельцы - около 30 преданных автомобилистов, а всего в уральском клубе примерно сотня фанатов. Больше, чем у нас, только в столице и Санкт-Петербурге, на четвертом месте Казань. Подлинность машины выдают хромированные зеркала, бамперы с "клыками", которые удерживают номер, колесные диски, - говорит представительница клуба "Авторетро" Анастасия Тюрина.
Она нежно целует свою Марусю модели ВАЗ-21013 цвета гранат и рассказывает, с чего началась ее автомобильная лавстори. Почти 13 лет назад Анастасия решила сдать на права и купила машину, "чтоб не жалко разбить". По словам хозяйки, для езды по мегаполису автомобиль очень комфортный, его легко парковать, расход топлива достаточно экономный: семь-восемь литров на сто километров.
- Хорошо, что я ни разу не побила мою Марусю. Когда еду по городу, у водителей происходит разрыв шаблона: девушка за рулем раритета. Они начинают вести себя приличнее, перестают подрезать. "Копейку" еще попробуй обгони. Я Марусю разгоняла до 165 километров в час. Если все отрегулировать, она оставит позади полноприводные BMW, - добавляет Анастасия.
Сообщество "копеечников" не смущают расценки: замена салона, сидений, руля, полный кузовной ремонт и покраска обойдутся в 300-500 тысяч рублей, но в целом, подмечают водители, в обслуживании авто дешевле многих иномарок.
- Цены сильно поменялись. К примеру, передний бампер мы купили 5-7 лет назад за полторы тысячи рублей, а сейчас он стоит все 15, - дополняют Елена и Станислав Чуркины, 15 лет назад примкнувшие к "Авторетро".
Согласно сервисной книжке, их машина 71-го года выпуска длительное время каталась по Североуральску, побывала дважды в Прибалтике и на юге России. Чтобы привести любимицу в идеальное состояние, потребовался год.
Владельцы ретрокаров объясняют, почему нельзя их надолго запирать в гараже: регулярная эксплуатация не позволяет механизмам выходить из строя. А самое трудоемкое - восстановление не хромированных деталей, а салона. Кожа на сиденьях протирается, рассыхается, для поисков родного материала нужны время и контакты на барахолках и разборах. Достаточно сложной задачей остается поиск оригинальных кузовных элементов на машины 1970-1972 годов.
- У ранних "копеек" достаточно живучие двигатели. Мастера, которые работали с нашей машиной, удивлялись: давно не встречали таких моторов. Многие думают: ВАЗ-2101 - двойник "Фиата", но это лишь красивая легенда. На самом деле в конструкцию 124-го Fiat было внесено не менее 800 изменений. Главное отличие заключается в двигателе. У модели Fiat он нижневальный, или, как мы сейчас говорим, нижнеклапанный. А у ВАЗ-2101 верхнеклапанный, - комментирует Станислав.
Еще один счастливый владелец "копейки" Ираклий признается, что машину приобрел в отличном состоянии с пробегом 20 тысяч километров.
- На дороге обычно сворачивают шею, заглядываются. Однажды сотрудник ГИБДД остановил и спросил, почему у меня все еще черные номера. Оставалось только протянуть родные документы на машину. Отпустил. Мне достался экспортный вариант из ранней партии, не хватает родной эмблемы "Лады" на радиаторной решетке, но сейчас она по цене сопоставима с еще одной "копейкой", - делится участник выставки.
Впереди у ВАЗ-2101 долгий путь. Его почитатели встретятся снова в День России, чтобы показать, как подготовились к летнему сезону.