В России предложили создать сервисы для записи граждан на бесплатные юридические консультации

В рамках Международного молодежного юридического форума прозвучало предложение создать специальные сервисы для граждан, с помощью которых можно было бы записаться на прием в юридическую клинику для бесплатной помощи. Также Минюст предлагает разработать стандарты бесплатной юридической помощи.

Заявления прозвучали на сессия "Юридические клиники, социальное право и права уязвимых групп: под защитой", которая прошла в Санкт-Петербурге на площадке Международного молодежного юридического форума.

Директор Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста России Роман Рябый вышел к участникам сессии с зонтом, который является символом Единого портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи "ВПРАВЕ.РФ". "Если мы спросим у людей про этот предмет, для чего он нужен и где его приобрести, то, скорее всего, каждый первый даст нам верный ответ. Мы должны сделать так, чтобы, когда у людей возникали правовые вопросы они знали, что они могут воспользоваться бесплатной юридической помощью, и знали, куда нужно обратиться, чтобы получить консультацию грамотных юристов. Система должна стать понятной, узнаваемой и прозрачной, как этот зонт", - подчеркнул он.

Также Роман Рябый отметил, что для обеспечения доступности бесплатной юридической помощи необходимо пересмотреть подходы к построению ее системы. В частности, по его словам, нужно создать государственные юридические бюро в каждом регионе в качестве основных координаторов этой работы и центров компетенций, а также развивать электронные сервисы, разработать и утвердить стандарты оказания помощи. Еще он отметил, что категории граждан, имеющих право на бесплатную правовую помощь, расширяются.

Директор Департамента государственной службы и кадров Олег Вавилов в своем выступлении отметил эффективность работы юридических клиник Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) при оказании помощи гражданам, эвакуированным с территории Донбасса и Украины. Кроме того, он подчеркнул необходимость создания прозрачных сервисов записи граждан на консультацию в юридические клиники.

В свою очередь, исполнительный директор - руководитель Аппарата Ассоциации юристов России Елена Спиридонова напомнила, что юридические клиники работают при многих ведущих вузах и подчеркнула важность этой работы. Также она рассказала о запущенной АЮР горячей линии по оказанию правовой помощи гражданам, прибывающим из ДНР и ЛНР: "Эксперты АЮР предоставляют юридические консультации бесплатно всем беженцам, столкнувшимся с проблемами и вопросами правового характера, а также выпустили подробные методические рекомендации по актуальным правовым вопросам. За время работы линии получено 30 000 обращений".

Она подчеркнула, что в сфере бесплатной юридической помощи нужно "мягкое регулирование для направления в нужное русло". Кроме того, Елена Спиридонова обратила внимание на возросшую роль АЮР в данной сфере и рассказала о том, как важно оперативно подавать правовую информацию в эпоху вызовов и перемен.

Напомним, система бесплатной юридической помощи делится на два вида. Первый: государственная система. Для этого создаются государственные юридические бюро. Также к этой работе привлекаются адвокаты. Но право на помощь в рамках государственных программ имеют только льготные категории граждан. Второй вид: бесплатная помощь, оказываемая юристами на добровольной основе. Под эгидой АЮР работает сеть юридических клиник. Кроме того, дни бесплатной помощи регулярно проводит Федеральная палата адвокатов.