Брюссель намерен использовать против России вторичные санкции

Согласование странами ЕС одиннадцатого пакета санкций против России может затянуться надолго. По словам европейских дипломатов, основным предметом споров вокруг нового пакета стало намерение Еврокомиссии впервые использовать так называемые экстерриториальные или вторичные санкции - то есть наказывать за поставки товаров на российский рынок компании из третьих стран или даже сами эти страны.
EPA-EFE/JULIEN WARNAND

По сообщениям СМИ, в "черном списке" нового санкционного пакета помимо российских оказались также десятки компаний из постсоветских стран, Ирана, Турции и Китая. Евросоюз подозревает их в реэкспорте в Россию европейских товаров, а также поставках собственной продукции военного или двойного назначения. При этом в Брюсселе не исключают, что в перспективе под санкции могут попасть не только отдельные компании, но и страны целиком. "Если мы увидим, что товары идут из Евросоюза в третьи страны, а затем попадают в Россию, мы можем предложить странам ЕС санкционировать экспорт этих товаров", - заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

До сих пор вторичные санкции практиковали только США. Евросоюз же, напротив, считал их незаконными с точки зрения международного права и пытался активно противодействовать. Брюссель даже запретил европейским компаниям и физлицам соблюдать американские санкции против Ирана, Кубы и Ливии. А также отменил действие на территории ЕС соответствующих решений иностранных судов и позволил взыскивать понесенные в связи с этими санкциями убытки. Поэтому одиннадцатый пакет представляет собой, без преувеличения, разворот на 180 градусов в санкционной политике ЕС. И многим европейским странам этот разворот не очень нравится.

Вторичные санкции серьезно подпортят отношения ЕС с Китаем, Турцией и другими странами

Вторичные санкции могут серьезно подпортить отношения ЕС с Китаем, Турцией и другими странами. Так же, как они в свое время подпортили отношения между США и ЕС. Пекин, например, уже предостерег Брюссель от попыток оказать давление на китайские компании. И если восточных европейцев больше волнует, что в новый санкционный пакет не попали российские алмазы и ядерная энергетика, то промышленно развитые западные страны ЕС обеспокоены перспективами своих внешнеэкономических отношений. "Предложение о нацеливании санкций на третьи страны вызовет очень напряженную дискуссию", - сообщил изданию Euractiv дипломат одной из стран ЕС, выступающей против нового санкционного пакета в сегодняшнем его виде.

Звучат предположения, что Евросоюз, если и решится на вторичные санкции, будет применять их осторожно и в первую очередь против малых стран, не способных принять ответные меры. Об осторожности в использовании вторичных санкций только в качестве крайнего средства и после тщательной оценки всех рисков говорит и Урсула фон дер Ляйен. По словам профессора Гентского университета Тома Рейса, у ЕС просто нет сравнимых с американскими инструментов для воздействия на третьи страны. При этом только факт включения в "черные списки" компаний из третьих стран, если речь идет о тех же Китае или Турции, может навлечь на Евросоюз весьма чувствительную для него ответную реакцию.