По сообщениям СМИ, в "черном списке" нового санкционного пакета помимо российских оказались также десятки компаний из постсоветских стран, Ирана, Турции и Китая. Евросоюз подозревает их в реэкспорте в Россию европейских товаров, а также поставках собственной продукции военного или двойного назначения. При этом в Брюсселе не исключают, что в перспективе под санкции могут попасть не только отдельные компании, но и страны целиком. "Если мы увидим, что товары идут из Евросоюза в третьи страны, а затем попадают в Россию, мы можем предложить странам ЕС санкционировать экспорт этих товаров", - заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
До сих пор вторичные санкции практиковали только США. Евросоюз же, напротив, считал их незаконными с точки зрения международного права и пытался активно противодействовать. Брюссель даже запретил европейским компаниям и физлицам соблюдать американские санкции против Ирана, Кубы и Ливии. А также отменил действие на территории ЕС соответствующих решений иностранных судов и позволил взыскивать понесенные в связи с этими санкциями убытки. Поэтому одиннадцатый пакет представляет собой, без преувеличения, разворот на 180 градусов в санкционной политике ЕС. И многим европейским странам этот разворот не очень нравится.
Вторичные санкции могут серьезно подпортить отношения ЕС с Китаем, Турцией и другими странами. Так же, как они в свое время подпортили отношения между США и ЕС. Пекин, например, уже предостерег Брюссель от попыток оказать давление на китайские компании. И если восточных европейцев больше волнует, что в новый санкционный пакет не попали российские алмазы и ядерная энергетика, то промышленно развитые западные страны ЕС обеспокоены перспективами своих внешнеэкономических отношений. "Предложение о нацеливании санкций на третьи страны вызовет очень напряженную дискуссию", - сообщил изданию Euractiv дипломат одной из стран ЕС, выступающей против нового санкционного пакета в сегодняшнем его виде.
Звучат предположения, что Евросоюз, если и решится на вторичные санкции, будет применять их осторожно и в первую очередь против малых стран, не способных принять ответные меры. Об осторожности в использовании вторичных санкций только в качестве крайнего средства и после тщательной оценки всех рисков говорит и Урсула фон дер Ляйен. По словам профессора Гентского университета Тома Рейса, у ЕС просто нет сравнимых с американскими инструментов для воздействия на третьи страны. При этом только факт включения в "черные списки" компаний из третьих стран, если речь идет о тех же Китае или Турции, может навлечь на Евросоюз весьма чувствительную для него ответную реакцию.