В общей сложности серия "Шелковый путь" в 2023 году будет включать в себя четыре состязания: прошедший в феврале ралли-рейд на снегоходах Silk Way Snow Journey, две гонки Alpha Race, а также флагман проекта ралли "Шелковый путь", которое стартует в Казани, финиширует в Москве и будет включать в себя 13 регионов Российской Федерации. Среди них - еще не входившие в маршрут Оренбургская, Самарская и Саратовская области, а также уникальные трассы на восточном склоне Южного Урала вблизи города Магнитогорск в Челябинской области. В рамках этой гонки также состоится этап чемпионата России по ралли-рейдам, стартующий одновременно с караваном ралли "Шелковый путь" в Казани и финиширующий 9 июля в Магнитогорске.
Как сообщили организаторы ралли "Шелковый путь", безопасность - главный приоритет. Поэтому во время гонки многочисленные службы следят за тем, чтобы свести любые риски к минимуму.
Сердце ралли "Шелковый путь" - это оперативный штаб гонки, в который стекается вся информация о соревновании. Иногда штаб располагается на финише спецучастка, но в большинстве случаев - на бивуаке. Главный инструмент штаба - онлайн-карта передвижения экипажей в реальном времени, на которой отражены скорость движения и местоположение каждого из участников, а также перегрузки, которые испытывает автомобиль, грузовик или мототехника.
Так, при аварии или перевороте перегрузки превышают отметку в 4G, и тогда прибор безопасности SMM автоматически посылает в штаб сигнал SOS, а на место происшествия сразу же отправляется помощь.
В штабе постоянно находится заместитель директора соревнования Виктор Соколов, во время гонки выполняющий обязанности комиссара по безопасности, отвечающего за соблюдение плана организации ралли: от создания концепции маршрута до реализации его на практике. Директор по безопасности и маршруту Андрей Рязанцев руководит всеми постами безопасности, координирует действия сотрудников полиции и профессиональных спасателей МЧС, занятых в проведении ралли. Кроме того, в оперативном штабе ралли постоянно присутствуют главный врач соревнования из ФМБА России, а также сотрудники службы связи - для восстановления сигнала в случае потери соединения с каким-либо участником или постом.
В организации гонки также задействован региональный штаб - в нем располагаются представители местных органов исполнительной власти: министерства внутренних дел, противопожарной службы МЧС и скорой помощи.
В дни проведения ралли региональные автомобильные федерации выставляют посты по всему маршруту, на каждой развязке проселочных дорог дежурят маршалы. Кроме того, пересечения трассы с асфальтовыми дорогами перекрыты нарядами ДПС, а в местах, расположенных неподалеку от населенных пунктов, для обеспечения общественного порядка дежурят сотрудники полиции.
Важнейшая роль во время гонки отводится авиаотряду. Спецучасток в принципе не может открыться без инспекции с борта вертолета - за два часа до старта первого экипажа сотрудники дирекции пролетают над трассой, а на дистанцию спортсмены уходят лишь после подтверждения о том, что это безопасно. После старта спецучастка вертолет вновь поднимается в воздух, пролетая над трассой перед ведущим экипажем. Еще один вертолет используется исключительно медицинской службой - для срочной эвакуации.