Павел Олегович, гепатит С какой-то особый?
Павел Богомолов: О гепатите С говорят в первую очередь не потому, что его больше всех остальных. А потому - что очень важно, - что этот вариант гепатита во всем мире, и у нас в том числе, излечим! От него можно избавить на всю оставшуюся жизнь.
Звучит красиво, но давайте подробности.
Павел Богомолов: Сочетание пяти стандартных шагов - основа решения практически любой проблемы здравоохранения. Гепатит С - не исключение. Первое средство от гепатита - не удивляйтесь - информированность, в том числе населения. А далее эта информированность должна сочетаться с возможностями системы здравоохранения: скринингом, диагностикой, правильным лечением, доступностью медпомощи и ее адекватным финансированием. Ну и без инноваций никуда.
И вот этот комплекс шагов совершенно необходим. Без него бесполезно говорить об избавлении от гепатита С. Казалось бы, не так все сложно. Но это только кажется. А на самом деле до недавнего времени объективной информации о количестве больных заболеваниями печени, в том числе гепатитом С, у нас не было. Только в прошлом году распоряжением правительства России утвержден "План мероприятий по борьбе с хроническим гепатитом С на территории Российской Федерации до 2030 года". И в этом плане учтен опыт борьбы с гепатитом С в Подмосковье.
Самое время об этом опыте рассказать подробнее. Тем более что на руках, как говорится, конкретные результаты.
Павел Богомолов: Начну с цифр: за последние десять лет заболеваемость хроническим гепатитом С в Подмосковье стала ниже, чем в России, в три раза. Логичным следствием снижения заболеваемости стало снижение смертности: до действия нашей программы гепатиты уносили жизни до 2 тысяч подмосковных жителей ежегодно. Теперь - не более 1200, и я, не потому что оптимист, а потому что реалист, уверен: снижение смертности продолжится.
Это результат чего? Мы же договорились, что вы будете конкретны.
Павел Богомолов: Начну с информированности. Дело в том, что гепатиты не случайно называют "ласковыми убийцами". До поры до времени, когда он не начинает всерьез вредить больным, то есть пока не развивается цирроз печени, человек чувствует себя абсолютно нормально и ничего не предпринимает ради сохранения здоровья. Поэтому очень важно осознание серьезности проблемы болезней печени, тем более что у нас есть всеобщая диспансеризация.
Перебью вас - насколько мне известно, обследование на гепатиты в программу диспансеризации почему-то до сих пор не входит.
Павел Богомолов: В России не входит, а в Московской области уже несколько лет во время диспансеризации проводится скрининг гепатита С.
А как это вам удалось включить в программу диспансеризации эту позицию?
Павел Богомолов: Адекватный уровень информированности о масштабах проблемы - абсолютно необходимое условие для достижения результата. Не воспринимайте это как рекламу руководства Московской области, но по большому счету, если бы не полное взаимопонимание с губернатором, правительством и Минздравом Подмосковья, нам бы не удалось реализовать проект по гепатиту С.
Это очень важное замечание, на мой взгляд. Моя долгая работа в сфере проблем здравоохранения не однажды доказывала, как много в службе здоровья зависит именно от отношения региональных властей к здоровью граждан. У меня есть немало примеров, когда малодоступное дорогостоящее лечение пациенты получают именно по доброй воле региона.
Павел Богомолов: Итак, информированность. В Подмосковье для пациентов и их родственников давно действует горячая линия "гепатиту.нет". Что это значит? Каждый день, без выходных, нуждающийся в помощи может позвонить по телефону 8-800-775-19-96 и задать свой вопрос.
Оператор горячей линии "гепатиту.нет" даст ответы на различные вопросы: от необходимости диеты до подсказки, куда можно обратиться за медицинской помощью. И состоится так называемая маршрутизация пациента. Чтобы человек не ходил в поисках поддержки, совета, в поисках самого лечения. Очень важно, что мы не привязываем пациента к какой-то конкретной медорганизации. Стараемся соблюдать главное правило - пациент вправе сам выбрать удобное для него место лечения. А таких сейчас в Подмосковье уже восемнадцать.
Значит, если, скажем, я живу в Химках, а моя дочка живет в Коломне, и мне, например, удобно получать лечение в Коломне, то это не проблема?
Павел Богомолов: Абсолютно не проблема. Это элементарное соблюдение прав пациента. Не забудем и о том, что в нашу рутинную клиническую практику вошла телемедицина.
И это правда, что житель Московской области может лечиться дистанционно с помощью телемедицинских технологий?
Павел Богомолов: Да, с помощью телемедицинских технологий у нас сейчас лечится более 90 процентов больных хроническим гепатитом С. Это важный инструмент повышения доступности медицинской помощи. Ведь очень важно, что теперь пациенту не требуется постоянно приезжать в клинику и при этом сохраняется ежедневный контакт с врачом.
Учитывая огромную территорию области, возможность оставаться под постоянным наблюдением врача во время противовирусной терапии - гарантия высочайшей эффективности лечения.
Для полноценного лечения уходит необходимость госпитализации в стационар?
Павел Богомолов: Госпитализация в дневной стационар сохраняется, но она теперь становится комфортнее. Повторюсь, постоянное личное присутствие пациентов в клинике теперь необязательно. Замечу, что телемедицинские технологии - один из путей более рачительного расходования финансовых средств. Но сразу скажу, это не единственный путь снижения стоимости лечения больных.
Мы используем три подхода для экономии расходов на лечение. До 2023 года в России существовал единый тариф на лечение гепатита С в рамках программы ОМС, а на самом-то деле медикаменты используются разные. Кому-то необходимы одни лекарства, кому-то другие. И стоимость их весьма разнится. В Московской области тарифы на лечение по программе ОМС учитывают эти особенности. Прописная истина? Согласен, но этот подход сэкономил нам только за последние два года 986 млн руб.
Слышала про некий "голландский аукцион" в Московской области. Что это такое? Почему в наше непростое время появляется такая новация?
Павел Богомолов: Почему "голландский"? В "голландском аукционе" побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. И вот по этой схеме мы планируем в следующем году формировать тарифы на лечение гепатита С по ОМС в Подмосковье. И даже распределять пациентов с гепатитом С между медицинскими организациями.
Надеетесь сэкономить на этом?
Павел Богомолов: Не просто надеемся - абсолютно уверены! Потому что большой опыт в этом плане уже есть и наш подход начал применяться в России. И снова цифры: повторюсь, только один предложенный инструмент позволил Московской областной системе ОМС за 2 года сэкономить на массовом лечении больных гепатитом С около миллиарда рублей.
Павел Олегович, два слова в заключение беседы: значит, гепатит С полностью излечим?
Богомолов: Гепатит С - первое в мире абсолютно излечиваемое хроническое заболевание. И современные технологии, современная организация медпомощи позволяют без больших затрат добиться оптимальных результатов: улучшить качество жизни и не допустить развитие цирроза и рака печени у наших пациентов.
И потому опыт Московской области заслуживает распространения и использования в практическом здравоохранении Российской Федерации? Все просто, все оптимально. Но вы почему-то умолчали о главном: кто этим должен заниматься? Мы постоянно напоминаем о том, что в любом деле важна соответствующая подготовка кадров.
Богомолов: Признаюсь, не сразу удалось создать систему подготовки таких кадров. Сотрудниками отделения гепатологии нашего института проводились многочисленные образовательные мероприятия, в том числе научно-практические конференции.
А с этого года в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского на факультете усовершенствования врачей планируется создание курса гепатологии. Ведь только объединение науки, образования и практического здравоохранения позволяет достичь желаемого результата.