11.05.2023 11:43
Поделиться

"Не получим денег - сын умрет!"

Мошенники находят новые способы залезть в карман к жертвам
"Российская газета" регулярно разъясняет читателям, какие ловушки готовят людям обнаглевшие аферисты, и что нужно делать, чтобы не попасться на их удочку. Для преступников в жажде наживы не существует ничего запретного, они постоянно придумывают самые изощренные и беспринципные схемы для собственного обогащения. О том, какие появились в последнее время новые способы обмана, "РГ" рассказал начальник Управления уголовного розыска при ГУ МВД по Красноярскому краю полковник полиции Андрей Иванов.
Константин Чалабов / РИА Новости

Бьют по больному

Мошенники действуют хитро: тщательно следят за наиболее актуальными темами и берут их на "карандаш". В последнее время людей больше всего волнуют события, связанные с проходящей специальной военной операцией. Вот на это преступники и сделали упор - бьют, что называется, по больному.

- Недавно к нам обратилась жительница Красноярска, сын которой осенью прошлого года был мобилизован, - говорит Андрей Иванов. - Пришла, заливаясь слезами: мол, он попал в плен и теперь за его возврат требуют немалый выкуп. По словам матери, ей позвонил неизвестный и жестко приказал перевести на такой-то счет 300 тысяч рублей - "тогда мы его отпустим, а если не получим денег, ваш сын умрет". Конечно, мы тут же начали разбираться. Хорошо еще, что у женщины даже в столь экстремальной ситуации хватило разума прийти в полицию, а не бежать к ближайшему банкомату с пачкой купюр. Практически сразу выяснилось, что никто мобилизованного в плен не брал, просто он сейчас на линии боевого столкновения и позвонить домой, чтобы передать весточку, не может. Зато за него это сделали злоумышленники, решившие нажиться на человеческом страхе и горе. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие…

Как уже рассказывала "Российская газета", используют преступники и другие способы погреть руки на теме СВО.

По словам начальника краевого УУР, мошенник начинает разговор фразой, которая уже стала привычной: "Здравствуйте, вам звонят из банка (полиции, следственного комитета, прокуратуры)! Установлено, что с вашего счета прямо сейчас списываются деньги…" А вот дальше - нечто новенькое. Сначала собеседник огорошивает жертву: "Нам удалось выяснить, что платеж переводится в пользу украинской армии! Нужны ваши объяснения: вы к этому причастны? Есть ли у вас родственники или знакомые на Украине? Ах, никаких денег вы туда не переводили? Ну, не знаем, не знаем, вообще-то за такие действия по нынешнему законодательству РФ грозит суровое наказание по статье "Госизмена", так что в отношении вас будет заведено уголовное дело…"

- После этого запуганную и дезориентированную жертву обработать уже несложно. "Банковский служащий" (полицейский, сотрудник СК или прокуратуры) якобы входит в положение человека, сочувствует ему и предлагает вариант, как избежать наказания и сберечь свои накопления. Нужно всего-то перевести деньги на безопасный счет. Который после такого перевода, разумеется, испарится. Но об этом пострадавшему уже никто, разумеется, не сообщает, - поясняет Андрей Иванов.

Приложение от "террористов"

Запугать липовой "госизменой" и заставить совершить роковой шаг злоумышленники пытаются и с помощью различных технологий.

- На днях познакомилась с новым способом развода - опять под видом сотрудника банка, но достаточно убедительным и вероломным. Мне кажется, на такое могут попасться даже грамотные люди, - рассказывает жительница Красноярска Татьяна Величко.

По словам женщины, ей позвонил робот, сообщивший, что с ее счета сделан сомнительный перевод, карта заблокирована, клиента сейчас свяжут с оператором. И сразу переключил на колл-центр.

- А там шум и гам, полифония голосов, оператор пытается мне что-то объяснить, но не все можно расслышать. "Сотрудница банка" уточнила, какой у меня вопрос, спросила, что сказал робот, и подтвердила: "С вашего счета пять минут назад совершен перевод в недружественную страну - на Украину". Дальше пошла серия стандартных вопросов: я ли сделала этот перевод, когда последний раз пользовалась картой и заходила в личный кабинет, когда посещала офис банка, получила ли при оформлении карту в конверте. При этом "сотрудница" постоянно повторяла, что она не запрашивает у меня никакой конфиденциальной информации. А дальше пошел развод: мне объяснили, что перевод еще не отменен, но банк заблокировал все мои счета. А ведь такой перевод очень опасен, на меня могут завести уголовное дело за спонсирование террористов. Как быть? Ну конечно! Мне нужно всего лишь скачать новое приложение, которое якобы поможет запустить программу на моем телефоне и отменить транзакцию. Таким образом, я буду защищена от мошеннических переводов и от уголовного дела. Я сказала вежливо, что перезвоню на горячую линию банка и повесила трубку, - вспоминает Татьяна.

А вот другая красноярка подвоха не заподозрила, скачав приложение по наводке таких же "специалистов" банка. В результате мошенники взяли на имя женщины кредит в 156 тысяч рублей, которые потратили на свои цели. Что делать? Тут совет один: быть бдительным, никаких приложений не скачивать, дополнительных номеров не набирать, а, прекратив разговор с абонентом, самому уже позвонить на "горячую" линию банка и выяснить подробности.

Берегите Госуслуги

- С интернет-технологиями мошенники, конечно, на "ты", - рассказывает начальник отдела по раскрытию хищений с использованием информационно-коммуникационных технологий краевого УУР подполковник полиции Руслан Гашимов. - Очень часто они под видом сотрудника финансовой организации требуют или обновить мобильное приложение банка, которым вы пользуетесь, или установить новое, для чего любезно присылают ссылку. Если пройдете по ней - аферисты получат удаленный доступ к вашим счетам, а значит, и ваши деньги в свое распоряжение. Помните: настоящие сотрудники банка звонить не будут, это мошенники!

По словам Руслана Гашимова, еще один способ обмануть человека - получить доступ к его аккаунту на Госуслугах, чем преступники активно и пользуются.

- Разными способами убеждают владельца дать им доступ к аккаунту, потом заходят на страницу и ставят уже свой пароль. После чего в их распоряжении оказывается вся ваша персональная информация: кредитные истории, наличие движимого и недвижимого имущества… Кстати, учтите, что есть организации, которые выдают микрокредиты без личного присутствия человека - требуется только подтверждение через Госуслуги. Так что если не быть осторожным, вполне можно оказаться обладателем нескольких весомых кредитов, которые потом придется выплачивать. Иногда преступники наглеют и до того, что через этот официальный портал подают заявки на кредитование даже в солидные банки. Правда, радует, что бдительных граждан становится все больше. Сужу по тому, что в последнее время участились звонки от красноярцев в полицию: "Мне только что звонил мошенник, но я ему не поверил!" - говорит сотрудник полиции.

Однако многие люди до сих пор попадают в ловушки ушлых аферистов, несмотря на то, что через СМИ полиция регулярно, едва ли не каждый день предупреждает их об опасности. Что делать? Чтобы не лишиться накоплений или, тем более, не влезть в долги, в первую очередь, не стоит беседовать с неизвестным, впадать в панику и выполнять все действия, которые диктует мошенник. Необходимо сразу сообщить о звонке в правоохранительные органы, а также ни в коем случае никому не перечислять и не передавать деньги.

Кстати

Еще один новый способ обмана выявили сотрудники Центробанка. По их словам, мошенники теперь звонят красноярцам и представляются сотрудниками сотовых операторов, затем сообщают, что телефонный номер жертвы скоро перестанет действовать. Чтобы избежать потери номера, абоненту предлагают набрать на телефоне определенную комбинацию цифр. В результате жертве подключают переадресацию звонков и сообщений на номера мошенников. Это и позволяет им получить доступ к банковским счетам и похитить деньги. В Центробанке советуют сразу же сбрасывать разговор, если вам позвонили с такими просьбами.

Между тем

Сотрудники одного из красноярских банков предотвратили мошенничество в особо крупном размере. Неизвестные пытались украсть у 83-летней жительницы Красноярска миллион рублей.

В отделение банка обратилась пенсионерка с просьбой срочно обналичить вклад. Менеджера по обслуживанию клиентов насторожило поспешное решение вкладчицы. Она постаралась завязать беседу с пожилой женщиной и выяснила, что та выполняет инструкции мошенников.

Аферисты действовали по известной схеме: на телефон пенсионерки поступил звонок от неизвестной, которая представилась сотрудником правоохранительных органов и сообщила, что злоумышленники завладели данными о банковском счете женщины и пытаются похитить все ее сбережения. Собеседница предложила снять все средства и перевести их на "безопасный счет". Узнав это, сотрудники банка успокоили бабушку и тут же вызвали полицию.