11.05.2023 10:14
    Поделиться

    В Алтайском крае увеличат объем речных грузоперевозок

    В прошлом году в Алтайском крае впервые за последние тридцать лет речные грузовые перевозки превысили один миллион тонн. В регионе с 2015-го планомерно занимаются восстановлением водного транспорта, и за это время почти в четыре раза увеличили грузооборот по рекам. В нынешнем навигационном сезоне речники планируют и дальше наращивать объемы. Но до рекордов советского времени, когда по рекам перевозили до трех миллионов тонн грузов ежегодно, пока далеко.

    - Последние три года у нас наблюдается низкий уровень воды в реках. В 2020-м и 2021-м из-за этого несколько сократился навигационный период и, соответственно, грузооборот. Но в прошлом году даже в сложных условиях низкой водности мы достигли исторического максимума по речным перевозкам - 1,18 миллиона тонн. Впервые с 1993 года, - сообщил замминистра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин.

    Такой рывок удалось сделать благодаря действующему уже восемь лет трехстороннему соглашению между правительством Алтайского края, администрацией Обского бассейна водных путей и местными предприятиями речной и добывающей отраслей. Ежегодно по этому соглашению из краевого и федерального бюджетов выделяют средства на дноуглубительные работы. В 2022-м инвестиции были увеличены более чем в полтора раза. Из региональной казны на дноуглубление направили 36 миллионов рублей и еще 75 миллионов рублей выделили из федеральной. В предыдущие годы на эти цели направляли около 70 миллионов.

    - Мы стараемся увеличивать объем вынимаемого грунта - в прошлом году он превысил 1,3 миллиона кубометров, - а также максимально продлить навигационный период. В соглашении прописано, что он должен быть не менее 110 дней, а фактически в 2022-м сезон речных перевозок продлился 159 дней. Это максимальный эффект, который мы получили с 2015 года. Алтайский край - по-прежнему единственный регион, где действует такое уникальное соглашение о государственно-частном партнерстве, - подчеркнул Дмитрий Коровин.

    Если в 2014 году по рекам края перевезли всего 344 тысячи тонн грузов, а навигация длилась меньше трех месяцев, то в 2022-м объем грузоперевозок увеличился почти в четыре раза, а судоходный сезон был больше пяти месяцев.

    В основном речники перевозят инертные материалы - щебень, песок. Получатели этих грузов не только дорожники, но и стройиндустрия, прежде всего железобетонные заводы. В крае функционирует три площадки разгрузки - в Барнауле, Усть-Пристани и Камне-на-Оби. В 2022 году начали развивать новые перевалочные площадки в Усть-Пристани, Быстром Истоке, Шелаболихе.

    В минтрансе региона отметили, что в первую очередь восстанавливают речные порты и места для выгрузки там, где идут масштабные дорожные работы и необходимы большие объемы инертных материалов. В Барнауле отремонтировали порт Восточный, установили здесь три крана и по нацпроекту проложили подъездную дорогу. Есть планы и дальше расширять географию мест разгрузки.

    - В этом сезоне мы планируем увеличить объем перевезенных грузов до 1,3 миллиона тонн и превысить прошлогодний рекорд, - поделился планами начальник Барнаульского района водных путей и судоходства Александр Чуприн. - Уже заключены контракты на транспортировку более 1,1 миллиона тонн грузов.

    Между тем

    Чтобы реализовать такие масштабные планы, речникам предстоит провести большой объем дноуглубительных работ. Техника для этого есть, но старенькая, отработавшая по сорок-шестьдесят лет - по два нормативных ресурса. Последний раз новое судно в порту Барнаула получали в 1987-м. Но в следующем году в Барнаульский район водных путей должен прийти новенький земснаряд несамоходного типа, который сейчас строят на верфях Городца в Нижегородской области. Он обойдется федеральному бюджету почти в миллиард рублей. Не исключено, правда, что строительство судна может затянуться из-за проблем с поставкой комплектующих. Но речники надеются, что концу 2024-го получат новую технику.

    - Этот земснаряд предназначен для каменных грунтов, сейчас у нас такого нет, - подчеркнул Александр Чуприн. - Он позволит проводить дноуглубление на реке Катунь - самом проблемном судоходном участке. Здесь каменистое дно, и проводить дноуглубление имеющимися у нас земснарядами очень сложно. При этом Бийский песчаный комбинат уже давно ждет расширения судоходства по Катуни.

    Поделиться