Только за 2022 год Кемеровская область отправила на внешний рынок - в более чем сорок стран - 191 тысячу тонн продовольственной продукции на общую сумму 345,3 миллиона долларов. На экспорт идут макаронные изделия и консервированные овощи, семя подсолнечника, кедровые орехи и прочие таежные дикоросы, корма для животных, а также масложировая, мясная и молочная продукция. И давно пользуются спросом в разных странах мира вафли и конфеты, шоколад и печенье, снеки и мороженое кузбасского производства.
Вовсе не аграрный, казалось бы, регион удерживает пальму первенства в России по экспорту мучных кондитерских изделий и занимает одну из лидирующих позиций по поставкам продовольствия за границу. Все это - несмотря на сложную международную обстановку, которая заставила формировать новые логистические цепочки взамен разрушенных. Достаточно сказать (применительно ко всем видам экспорта), что Германия, еще недавно возглавлявшая список зарубежных партнеров Кемеровской области, сегодня таковым не является. Теперь лидирует КНР, за которой следуют страны ближнего зарубежья и ЕЭС.
- Нам удалось оперативно переориентироваться с западных рынков сбыта на восточные, - отмечает министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса Андрей Ариткулов. - Среди главных направлений по итогам 2022 года - Китай и Турция наряду с Казахстаном, который раньше занимал четвертое место. Учитывая то, что перед нами поставлена задача производить не только сырье, но и продукты переработки с высокой добавленной стоимостью, такие продукты в структуре аграрного экспорта уже занимают 88 процентов.
При этом одним из наиболее перспективных остается экспорт семян рапса. За минувший год он в Сибири увеличился почти в пять раз - и по объемам, и по выручке. Это один из самых высоких показателей в стране (после Северо-Западного федерального округа). А в Кузбассе масличной культуры, востребованной на китайском рынке, за год произвели триста тысяч тонн.
- Наши сельхозпроизводители освоили технологии выращивания рапса, добились высокой урожайности и стабильности объемов. Остается обеспечить стабильное качество, - продолжает Андрей Ариткулов. - К сожалению, в марте 2023 года вышло постановление, ограничивающее вывоз рапса за рубеж. Поскольку сейчас это для нас единственный рынок сбыта (отечественные масложировые компании уже полностью затарили свои склады), мы обратились в минсельхоз РФ с инициативой о снятии ограничений на экспорт сельхозпродукции из регионов Сибири и Дальнего Востока в Китай. Ведь у нас большие складские остатки урожая прошлого года, а посевная вот-вот начнется. Надеемся, в ближайшее время будет принято взвешенное решение.
Возникали у регионов и сложности с субсидированием железнодорожных и автомобильных перевозок сельхозпродукции. При распределении субсидий спрос очень сильно превысил предложение. А также руководство кузбасского АПК предложило дифференцировать ставки экспортных пошлин для сибирских и большой части дальневосточных территорий. То, что они находятся далеко от портовых погранпереходов, делает их продукцию неконкурентоспособной на внешнем рынке. И минсельхоз РФ пошел навстречу: железнодорожные тарифы на перевозку в морские порты снизились на пятнадцать процентов.
- Но даже после этого рентабельность вывоза продукции остается нулевой, а по некоторым позициям и минусовой, - сетует Андрей Ариткулов. - Так что мы над проблемой работаем.
В помощь агроэкспортерам - меры государственной поддержки несырьевого и неэнергетического секторов экономики.
- В первую очередь речь идет о возможности снижения расходов на транспортировку продукции по российскому плечу. Экспортер в этом случае оплачивает лишь двадцать процентов, а восемьдесят процентов финансирования мы берем на себя, - уточнила директор областного Центра поддержки экспорта Ирина Бусыгина. - В прошлом году такую помощь оказали двум предпринимателям, и они подали заявки на 2023-й. Получив двести тысяч рублей, один из субъектов МСП оплатил не только перевозку, но и погрузочно-разгрузочные работы, перегрузку с транспорта на транспорт, сортировку, консолидацию, разукрупнение, маркировку, упаковку и пере-упаковку продукции на территории России. Мера адекватная, уже доказавшая свою эффективность. Но такая поддержка может быть оказана только при наличии экспортного контракта, который предусматривает транспортировку груза за счет средств предприятия. Кстати, далеко не у всех есть квалифицированные юристы-международники и запас времени, чтобы вникнуть во все нюансы экспортного контракта. Поэтому его экспертиза - одна из самых востребованных услуг. Ведь это важно для минимизации рисков.
С доставкой товаров за рубеж помогает и Российский экспортный центр. Доступны прежде всего маршруты в Китай по Транссибирской магистрали - через Забайкальск либо Владивосток. Одно из ключевых направлений - из Москвы в Поднебесную. А контейнерные поезда из Кузбасса собирают на грузовых терминалах Новороссийска для дальнейшей отправки товаров в КНР. Плюс выход в Центральную Азию - до Ташкента и Душанбе, в города Казахстана, а также маршруты, позволяющие выходить на рынки стран Персидского залива и Южной Азии.
Для поставивших продукцию АПК на зарубежный рынок действует федеральная мера поддержки: экспортер может получить до 25 процентов компенсации затрат на всю транс-портную цепочку (главное, чтобы стоимость перевозки не превышала треть стоимости продукции). И этой возможностью сибирские предприниматели активно пользуются. В том числе, например, иркутская компания, поставляющая в Китай питьевую воду. Учитывая то, что и товар недорогой, и объемы его небольшие, а транспортные расходы существенные, рентабельность бизнеса стремилась к нулю. Но получение компенсации сделало этот бизнес конкурентоспособнее.
Поиск иностранных покупателей, размещение информации на электронных торговых площадках, решение вопросов таможенного, валютного и налогового регулирования - это лишь часть сложностей, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие экспортеры. Благодаря нацпроектам "Малое и среднее предпринимательство" и "Международная кооперация и экспорт", услугами Центра поддержки экспорта в Кузбассе воспользовалось около пятидесяти предприятии АПК. Десять из девятнадцати предприятий, подписавших за минувший год экспортные контракты, сделали это впервые.
- Мы будем пристально следить за 47 предпринимателями, которые воспользовались мерами поддержки и начали осваивать новые рынки, будем им помогать, чем можем, - пообещал глава минэкономразвития Кузбасса Константин Пытченко. - Уже сейчас фиксируем у них значительный рост числа занятых (свыше 1100 человек) и увеличение объемов выручки (более четырех миллиардов рублей за 2022 год).