Это совместный проект Роскачества и "Кавказ.РФ". В первом учреждении будут осуществлять сертификацию, а второе поможет раскрутить бренд и продвинуть товар, в том числе в федеральные торговые сети. Ожидается, что такой возможностью воспользуются производители продуктов питания и питьевой воды, парфюмерной продукции, игрушек, строительных материалов, алкогольных напитков.
- Система добровольной сертификации предназначена для продвижения товаров СКФО на внутреннем и внешнем рынках и повышения доверия потребителей к продукции региона. Процедуру сертификации будет осуществлять структура, подведомственная Роскачеству, - сообщила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
Она рассказала корреспонденту"РГ", что впервые подобную процедуру можно будет пройти онлайн. На специальном портале предпринимателю нужно лишь внести необходимые данные в заявочном окне.
- Сегодня все документы есть в открытых информационных системах ФНС, Росаккредитации и других структур. С их помощью мы можем быстро проверить, действительно ли продукция производится в Северо-Кавказском федеральном округе, - отметила Саратцева.
Председатель совета директоров Коммуникационной группы АГТ Вячеслав Лащевский пояснил, что региональные зонтичные бренды не только помогают продвигать продукт, но и способствуют инвестиционному и туристическому раскрытию территорий. По его словам, инициаторам проекта стоит изучить опыт других округов, где подобные идеи уже воплощены. Например, 29 лет назад был зарегистрирован первый в России бренд с региональной привязкой "Красносельская скань". А 20 лет назад появился "Настоящий Вологодский продукт". И сегодня в России зарегистрировано 349 территориальных брендов.
Однако продвигать субъект может не только товар. Яркий пример - якутское кино, которое недавно получило признание как особое явление в мире искусства. Это получилось не случайно, а стало результатом продуманной стратегии. Кстати, у Ставрополья тоже есть такой некоммерческий символ - регион называют родиной южного слона. В краеведческом музее хранятся скелеты двух ископаемых гигантов, которые привлекают немало туристов. Кроме того, регион в последние годы позиционирует себя как один из главных производителей яблок в стране. Кстати, ставропольские яблоки в 2021 году вошли в число победителей по итогам народного голосования Национального конкурса региональных брендов продуктов питания "Вкусы России". Недаром на Кавказской инвестиционной выставке на краевом стенде был представлен слон, сделанный из яблок.
Лащевский пояснил, что в информационном поле популярно словосочетание "Сделано на Кавказе". О продукции под таким брендом заговорили в 2015 году, но при этом особой известности он не получил. Чаще о нем вспоминали в 2017-м - после крупной выставки местной продукции - и в 2023-м - после объявления о создании знака качества. При этом есть кавказские территориальные бренды, которые сами закрепились на инфополе. Главный - знаменитые осетинские пироги. Такие товары должны в числе первых войти в систему добровольной сертификации и начать ее продвигать.
- Чтобы популяризировать бренд, необходимо выстроить правильный событийный ряд. Можно работать со СМИ, размещать рекламу, но самый эффективный инструмент продвижения - мероприятия, проводимые в регионе под брендом, ярко отраженные в информационном поле, - говорит Лащевский.
Однако, по его мнению, главный вопрос, который должны задать себе создатели знака качества: в чем первоочередная задача бренда? помочь развитию бизнеса? стать инструментом привлечения инвестиций в проекты местных предпринимателей или быть только региональным товарным знаком, что поспособствует протекции на внутренних рынках?
Кстати, с последней задачей хорошо справляется зонтичный бренд "Покупай Ставропольское", который появился задолго до кавказского знака качества. Министр экономического развития Ставропольского края Денис Полюбин заявил, что в регионе растет потребительский патриотизм, и местный бренд ему способствует.
- Наши земляки приходят в магазин, видят брендированные ставропольские товары и голосуют рублем. Мы видим рост продаж местной продукции, да и на полках федеральных сетей ее становится больше. Буквально пять лет назад ее доля не превышала 15 процентов, сегодня - почти 50, а некоторых видов - 80-90. Я считаю, что это - один из результатов имиджевого проекта "Покупай Ставропольское", - заявил Полюбин.
Кстати, рост покупательского патриотизма на Кавказе заметили и представители крупных торговых сетей. Об этом сообщила руководитель управления по взаимодействию с госорганами компании "Магнит" Юлия Храймакова.
- Сейчас заметно внимание к местным поставщикам и брендам. Нам кажется, что эта тенденция будет усиливаться. Сеть готова вкладывать деньги в продвижение продукта, если он пользуется популярностью у потребителя, - заверила Храймакова.
По ее словам, сеть на Кавказе сотрудничает с 230 местными товаропроизводителями, при этом с 45 заключили договоры в минувшем году. Поставки в денежном выражении превысили 45 миллиардов рублей. .
Предприниматели СКФО стали чаще задумываться над тем, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность. Об этом на Кавказской инвестиционной выставке рассказал руководитель Роспатента Юрий Зубов. Товарный знак должен идентифицировать и индивидуализировать продукт. На его регистрацию из округа в прошлом году было подано более двух тысяч заявок, ежегодно эта цифра растет на 20 процентов. "Лидеры - Ставропольский край и Дагестан, - отметил Зубов. - Мы видим, что бизнес все активнее интересует такая форма правовой охраны и защиты от подделок и недобросовестной конкуренции".