Пять лет назад президент РФ подписал указ о создании государственного фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага. Его дирекция - это сегодня "федеральное ведомство по Соловкам", объединяющее ресурсы Министерства культуры, которое отвечает за реставрацию, а также Минстроя РФ, контролирующего инфраструктурные объекты.
На брифинге, проведенном фондом, рассказали: для того чтобы начать работы на Соловках, пришлось вносить изменения в нормативно-правовые акты РФ. К примеру, в Земельный кодекс: новые изменения предусматривают возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, НКО - сегодня это дает возможность фонду вести строительные работы, а также проводить реконструкцию объектов капстроя.
Для продолжения работ на Соловках вносились изменения и в другие законодательные и нормативные акты. Так, многие обращали внимание на то, что подрядчики на Соловках нанимали непрофессиональную рабочую силу, а качество реставрации было низким. Ключевым вопросом стало ценообразование: расценки "застряли" на уровне 2012 года, из-за чего проекты зачастую становились убыточными, интерес подрядчиков пропадал.
Для того чтобы изменить ситуацию, была разработана новая методика ценообразования в реставрации. Она утверждена Минстроем и позволяет "привести цены в реальное время". Стоимость работ теперь индексируется, а реставраторы начали проявлять интерес к конкурсам.
Между тем журналисты выразили опасения по поводу строительства "огромного авиапаркинга на Соловках".
- Было предложение РПЦ не увеличивать размеры взлетной полосы и аэродрома. К нему прислушались: полоса так осталась - тысяча пятьсот метров, - рассказали в фонде.
Сейчас предстоит новый этап - перекрытие питьевого ручья Соловков, чтобы обеспечить безопасность взлета и посадки пассажирских судов. Отметим, что речь идет об использовании специальных защитных сооружений - они позволят закрыть ручей сверху.
Тем временем заканчивается проектирование аэропортового комплекса архипелага и здания для техники обслуживания аэропорта. Согласие от ЮНЕСКО на строительство получено.
Внимание международной организации привлекло строительство нового здания Соловецкого музея-заповедника. Его стены, возведенные несколько лет назад, обещают стать новым "архитектурным памятником". Правда, не истории, а разногласиям. Дело в том, что строительство музея, заказчиком которого являлась Северо-Западная дирекция Министерства культуры РФ, было приостановлено. Причина - серьезные замечания ЮНЕСКО к облику здания. В фонде рассказали, что корректировка проектной документации предполагала снос верхнего этажа здания. Сейчас документы находятся в Главгосэкпертизе: после прохождения через это ведомство планируется утвердить рабочую документацию и завершить строительство.
Изменились на Соловках и подходы к реставрации. К примеру, остановлен процесс инъекциирования цементом стен крепости, а ее многовековые валуны перестали очищать стены от знаменитого ярко-оранжевого соловецого лишайника. Технологию инъекциирования оставили только для кирпича - в тех местах, где он стареет, например в ризнице монастыря.
На брифинге журналисты задали также вопрос о протекании кровли после реставрации зданий монастыря. По информации общественников, прошедшей осенью они нашли 12 точек протекания:
- Не так давно по решению Министерства культуры РФ в Соловецком музее создано подразделение, которое занимается текущим ремонтом. Музей получил право и средства быстро ликвидировать протечки, - сообщили в фонде.
Кроме реставрации Спасо-Преображенского монастыря, скитов на Соловках сейчас ведется строительство нового здания больницы, начинается реконструкция и строительство многоквартирных домов - идет проектирование 60 квартир для тех, кто живет в аварийных домах. Правда, не все хотят ждать: несколько семей выразили желание переехать в Архангельск по программе расселения "аварийки". Вместе с тем значительного оттока соловчан на материк сегодня не фиксируется, а весь жилой фонд архипелага занят.
- В сферу компетенций Фонда, выполняющего функции заказчика, - подчеркнул председатель совета Фонда Леонид Ставицкий, - вошли задачи реставрации и приспособления к современному использованию объектов культурного наследия, одновременно с необходимостью создания развитой коммунальной, транспортной, бытовой и социальной инфраструктуры. Все это - в гармонии с исторически сложившимся образом отдельной территории, отличающейся также сложными географическими и климатическими условиями. Разработанный Фондом подход в строительстве и реконструкции объектов на Соловецких островах был поддержан, а специалистам Фонда удалось наладить как четкий производственный процесс, так и взаимодействие со всеми, кто заинтересован в развитии Соловков.