Выставка "Модерн в русской иконе" открылась в Москве

"Модерн в русской иконе", Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, до 16 июля
Главные герои этой выставки все-таки не картины именитых мастеров, а иконы, оклады и киоты.
Главные герои этой выставки все-таки не картины именитых мастеров, а иконы, оклады и киоты. / Предоставлено Музеем имени Андрея Рублева

Выставка называется "Модерн в русской иконе", но, пожалуй, ее главный экспонат - живописное полотно Михаила Нестерова "Всадники". Три всадника на белых конях на фоне заснеженного поля и мощных башен древнего монастыря замерли в полете - развевающиеся на ветру черные рясы, клубящаяся снежная пыль под копытами. Ликов всадников не видно, но понятно, что это монахи, головы их венчают яркие нимбы. Как рассказывают в Музее имени Рублева, здесь Нестеров изобразил одно из преданий времен осады Троице-Сергиева монастыря. Когда литовцы и поляки из кожи вон лезли, чтобы одолеть обитель, мимо них вдруг промчались трое в монашеском облачении, догнать их погоня не смогла. Произведение богато на аллюзии - это и гоголевская тройка, и рублевская "Троица", которая, кстати, в стенах этого монастыря и написана. Но при чем тут модерн? Оказывается, нестеровские "Всадники" - это он и есть.

"В эпоху модерна очень важно мифологическое мышление, ощущение чуда, и у родоначальников русского модерна в живописи - у Нестерова и Васнецова - оно всегда присутствует", - рассказывает куратор выставки Жанна Белик.

На выставке можно встретиться и с Виктором Васнецовым. Его "Святитель Алексий, митрополит Московский" не похож на традиционные строгие иконы, здесь пиршество красок и узоров, и снова природа подчеркивает ощущение чуда - цветастая полянка и совершенно сказочное небо над вполне угадываемыми соборами Кремля.

Есть здесь и более "прозаичный" модерн, где подчеркнут лишь психологизм, как, например, на "Голгофе" Вильгельма Котарбинского. И все же выставку делают не картины, главные герои здесь - иконы, оклады и киоты.

"Иконы, характерные для XIX и XX веков, вступали с выполненными на высочайшем уровне складнями и киотами в конфликт, получалось, что икона существует ради оклада, а не наоборот, - рассказывает Жанна Белик. - И тогда мастера вернулись к традициям древнерусской иконописи. Оказалось, что древнерусская икона с модерном сочетается идеально".

От первого лица

Михаил Миндлин, директор Музея имени Андрея Рублева:

"Обычно к модерну подмешивали то, что к нему отношения не имеет, символизм или неорусский стиль, например. Мы же показываем чистый модерн, к тому же очень концентрированно. Подобного в России, кажется, еще не было, и поэтому, когда меня спрашивают, есть ли какие-то открытия на вашей выставке, я отвечаю: вся выставка одно большое открытие. Приходите и убедитесь сами".