Участники пилота - шесть ведущих российских университетов: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. Их абитуриенты уже этим летом будут поступать по-новому.
Суть "пилота" в переходе вузов-участников на новую систему высшего образования. То есть вместо бакалавриата и специалитета в вузах появится базовое основное образование, а магистратура станет специализированным уровнем для углубленного изучения выбранного профиля. Третий уровень - аспирантура.
- Могу заверить, что никаких кардинальных отличий с точки зрения ЕГЭ или других принципиальных моментов не будет, - подчеркнул министр науки и высшего образования Валерий Фальков. - Пилотный проект даст возможность вузам работать со своими программами и рассмотреть сроки обучения, корректируя их в зависимости от потребностей работодателя.
Министр добавил, что и те, кто уже учится, и те, кто будут поступать в "пилотные" вузы, не столкнутся со сложностями.
Лучшие практики, полученные по итогам эксперимента вузами-пионерами, будут распространены на другие университеты.
- Это шаг вперед. Поскольку, по существу, формируется прообраз новой национальной системы высшего образования, которую мы сейчас обсуждаем, а первые вузы-лидеры начинают ее постепенно тестировать, - пояснил министр. - Эксперимент продлится три года. Все изменения будут последовательными.
Напомним основные моменты пилотного проекта:
- два уровня высшего образования - базовое и специализированное (магистратура);
- базовое - от 4 до 6 лет, магистратура - от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, от конкретной квалификации, отрасли экономики и пр);
- обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим;
- аспирантура выделена в отдельный уровень профессионального образования.
В будущем изменится и сам диплом. Сейчас в нем есть лишь уровень образования, например, "бакалавр", и направление подготовки, без сроков обучения. По-новому в дипломе необходимо будет указывать количество лет обучения студента, направление, а также присвоенную основную квалификацию. Будет место и для информации о дополнительной квалификации. Все это сделает диплом документом, более понятным и полезным для работодателя.
Вузы-пилоты будут обучать по новым принципам на основании имеющихся у них лицензий на ведение образовательной деятельности и госаккредитации. До 30 июня 2023 года они должны разработать и утвердить стандарты и требования по новым уровням образования и соответствующие образовательные программы.
Важно: на студентов, которые будут обучаться по новым уровням образования, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта:
- Среди важных задач на первом этапе пилотного проекта - разработка компетентностной модели выпускника, определение оптимальных сроков обучения на каждом уровне, требований к абитуриентам. В 2023 году Балтийский федеральный выбрал три направления для апробации новой модели: химические науки, юриспруденция, образование и педагогические науки. Для сбалансированного объема фундаментальной и практической подготовки планируется увеличить срок обучения на базовом уровне до пяти лет, по некоторым педагогическим программ - до шести. На специализированном уровне предлагается либо один год обучения для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений. Отдельным уровнем образования становится аспирантура. Здесь мы предлагаем выделить два трека - научный и преподавательский. Первый включает в себя научно-исследовательскую практику в лабораториях и научных центрах. Объем практики будет увеличен за счет исключения части дисциплин из учебной нагрузки. Второй трек предназначен для аспирантов, ориентированных на преподавательскую карьеру.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС:
- Важно, чтобы программы обучения могли быть реализованы с учетом многообразия задач и потребностей конкретных работодателей. Это расширит возможности для студентов и будет гарантировать их востребованность на рынке труда. Уже сегодня вузы, отвечая на запросы работодателей, разрабатывают программы магистратуры разной продолжительности. Например, у МИСИС есть опыт реализации адресных программ подготовки длительностью 10-12 месяцев по заказу бизнес-партнеров. Опыт университета показывает, что, в зависимости от отрасли, получить востребованные знания и навыки за один год вполне возможно.