Та заводская проходная: как привлечь внимание к индустриальному наследию

В августе при поддержке Президентского фонда культурных инициатив по всей России пройдет онлайн-фестиваль "Ночь заводов".
Большая Ивановская мануфактура, г. Иваново, Ивановская область.
Большая Ивановская мануфактура, г. Иваново, Ивановская область. / предоставлено участником онлайн-фестиваля "Ночь заводов"

"Ночь заводов" - это идейное продолжение онлайн-акции, которую в 2020 году провели члены команды Уральской индустриальной биеннале современного искусства Анна Акимова и Дарья Маликова и приглашенные эксперты Дмитрий Москвин и Екатериной Гандрабура. Публичные мероприятия фестиваля состоятся на территории российских заводов и других индустриальных объектов - шахт, электростанций, мостов и т. д. Из 90 заявок от 38 регионов страны команда "Ночи заводов" отобрала 18 участников, среди которых Арт-пространство часового завода "Ракета", Большая Ивановская мануфактура, Челябинский трубопрокатный завод, Дербентская винодельческая компания, творческий индустриальный кластер "Октава", центр творческих индустрий "Фабрика" и т. д. Свою задачу команда "Ночи заводов" видит в работе с индустриальным наследием страны. Должны ли мы его сохранить? Как это сделать? Может ли искусство изменить жизнь опустевших промышленных городов? Обо всем этом IPQuorum поговорил с Марией Туркиной, главным продюсером фестиваля.

- Насколько я знаю, предшественницей "Ночи заводов" была акция на Уральской индустриальной биеннале. Как вы пришли к решению создать отдельный большой проект?

- За годы существования Уральской индустриальной биеннале современного искусства (а это более десяти лет!) сформировался запрос на работу с индустриальностью средствами искусства. Соорганизатор биеннале Центр поддержки и развития современного искусства ЗА АРТ ведет постоянную работу по социокультурному программированию территорий, операторству грантовых программ с фокусом на индустриальность, инициированию собственных проектов. Фестиваль "Ночь заводов" - один из них. Здесь нашей задачей стала работа с широким кругом аудитории, которой хочется показать доступность и вариативность языка современного искусства в связке с промышленными объектами.

- Художники XX века по-разному работали с темой индустриализации: мы можем вспомнить прославление машин и механизмов у футуристов или критический взгляд у Энди Уорхола, который превратил свое искусство в серийное производство. Какие практики взаимодействия с заводом есть у художников сейчас?

- В нашей практике ключевым является сам объект, который диктует те художественные методики, которые нужны для работы с ним. В рамках фестиваля "производство искусства" отвечает нескольким запросам: привлечь внимание к объекту, подсветить (в прямом и переносном смысле) проблематику, расширить вариативность работы со сферой искусства, сделать акцент на уникальности объекта художественными средствами.

- Индустриальное наследие России - это и города, образовавшиеся вокруг предприятий, и пострадавшая экология. Каким его увидели вы во время работы над Уральской индустриальной биеннале и "Ночью заводов"?

- И города, и предприятия - это прежде всего люди, их личные истории, истории поколений, которые по полвека трудились бок о бок в заводских корпусах. Для нас каждый завод дышит, звучит, пахнет - он живой. Мы за индустриальную эстетику, за сохранение памяти об инженерной мысли, людях, которые это создавали и продолжают делать. Знаете, какое количество женщин работает на современных предприятиях, в том числе в формате ручного труда? Они перекладывают заготовки шпал, красят, шлифуют… а еще любят свою работу и предприятие.

- Как и почему вас заинтересовала тема индустриального наследия?

- Это удивительно, но наша команда находится в разных уголках большой страны: Урал, Санкт-Петербург, Москва. Любовь к индустриальному наследию - то важное, что нас связывает. Индустриальность - она и об имперском Петербурге, и о рабочих районах Екатеринбурга. Всё это - наша ДНК.

- За прошедшее время роль заводов существенно изменилась. В России много городов образовалось вокруг промышленных предприятий, но теперь они пустеют, а люди уезжают в Москву или Санкт-Петербург. Как это меняет городской ландшафт и жизнь людей рядом?

- А еще появляются новые предприятия и вокруг них образуются новые точки притяжения - это естественные изменения. Точно могу сказать, что далеко не все жители малых городов стремятся попасть в Санкт-Петербург и Москву. Многие любят свои города и возвращаются туда после учебы.

- Почему это важно для обычных людей? Могут ли такие проекты повлиять на экономику региона?

- Регион и его экономика - поле работы разных акторов: чтобы сделать объективные выводы, нужно обсуждать этот вопрос в кругу стратегов, урбан-дизайнеров, бизнеса и городских властей. Социокультурные проекты оказывают косвенное влияние на экономический климат города: создают дополнительный трафик, формируют запрос на инфраструктуру, вовлекают локальный бизнес и т.д.

- Много ли индустриальных объектов сейчас не используется или вообще заброшены?

- Да, таких объектов много. Но это естественный процесс модернизации и сокращения производственных площадей. Сейчас вопрос стоит не в заброшенности корпусов, а в их наполнении в релевантном времени.

- Как искусство может повлиять на эту ситуацию?

- Одного искусства мало - это должна быть комплексная работа.

- Какие проекты в этой сфере можно назвать удачными?

- Из таких проектов-ориентиров, долго и плодотворно работающих с индустриальным контекстом, - это Выкса-фестиваль в Нижегородской области, творческий индустриальный кластер "Октава" в Туле, Севкабель Порт в Санкт-Петербурге, культурное пространство Textil в Ярославле. Но есть и активные молодые проекты, за которыми не менее интересно следить. В частности, это победители грантового конкурса "Индустриальный эксперимент", запущенного Благотворительным фондом Владимира Потанина. Среди них я бы акцентировала внимание на команде из Екатеринбурга, которая работает с пространством бывшего кинотеатра "Заря", и на проекте калининградского музея "Фридландские ворота", посвященном истории вагоностроительного завода в самой западной точке страны. Обе команды стали участниками нашего фестиваля этого года.

- И фестивали, и биеннале делают огромную работу. Достаточно ли ее? Или городские власти должны проявить инициативу и начать сотрудничать с художниками?

- Если художник взаимодействует с городской средой, то организаторы проекта работают с администрациями городов для согласования и поддержки - от этого непосредственно зависит возможность реализации. Искусство может быть драйвером территории, но модерировать этот процесс должны культурные институции и инициативы.

- Есть ли города, в которых это уже происходит?

- Их очень много в списке участников фестиваля "Ночь заводов". На сайте factorynight.ru наша дизайнерская команда KROKHA + CHEKED собрала интерактивную карту - приглашаю всех познакомиться с этими городами!

- В середине февраля завершился прием заявок. По каким критериям проходил отбор?

- Мы сразу предложили командам три разных формата участия. Для отбора участников уровня "Заводской запуск" был важен сам объект - его архитектурная, концептуальная уникальность, состояние, а также логистическая доступность. Для участников второго уровня, который мы обозначили как "Завод-партнер", определяющими были опыт работы со сферой культуры и те задачи, которые команда ставит перед этим инструментом. Уровень "Завод-гигант" - это уже состоявшиеся инициативы с успешными практиками, которые нам хотелось бы сделать видимыми для других участников сообщества.

- На сайте фестиваля указано, что "участником фестиваля может стать команда, работающая с индустриальным объектом". Команда - это команда художников или люди, которые владеют объектом?

- Команда - это люди, которые планируют наполнение объекта, осуществляют управление объектом, строят коммуникацию с собственником, то есть ведут комплексную работу. Чаще всего это либо само предприятие, либо управляющая компания.

- Вы пишете, что некоторые команды получат полное сопровождение от организаторов фестиваля, в том числе в разработке концепции. Есть ли уже сейчас мысли, в каком направлении эти концепции могут развиваться?

- Можем сказать, что в процессе приема заявок мы поменяли систему кураторства фестиваля. В результате у нас будет две кураторские группы, одна из которых работает с уровнем "Заводской запуск", вторая - с уровнем "Завод-партнер". У каждого уровня будет своя специализация художественного высказывания.

- А кто будет этим заниматься - организаторы фестиваля или художники, с которыми вы сотрудничаете?

- Разработкой концепции будут заниматься кураторы при участии организаторов фестиваля и, конечно, команд участников. Каждый проект-высказывание должен отвечать запросу конкретного объекта и возможностям, которые он диктует. Это современное производство с запросом на сторителлинг о своей уникальности? Или же исторический объект, который хочет привлечь к себе внимание и через это получить возможность сохранения?

- Как эти проекты будут развиваться дальше?

- Нашей задачей мы видим прежде всего создание сообщества, налаживание коммуникационных связей между командами: чтобы они делились опытом, работали друг с другом и формировали новые маршруты по большой индустриальной стране.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.