Он напомнил, что после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации в 2014 году в отношении нашей страны рядом государств последовало введение ряда санкций, которые сказались в том числе на порядке разрешения споров с участием российских физических и юридических лиц в иностранных юрисдикциях. Поэтому в 2020 году были внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, которые закрепили понятие исключительной компетенции арбитражных судов РФ, а также их возможности запретить инициировать или продолжать судебное разбирательство за рубежом.
"В юридическом сообществе данный закон стал именоваться Законом Лугового, по фамилии одного из его разработчиков,- рассказывает Владислав Ватаманюк. - Исключительная компетенция арбитражных судов РФ - это возможность арбитражных судов РФ рассматривать споры с участием российских физических и юридических лиц, которые исходя из условий международного договора, закона или соглашения сторон должны рассматриваться в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, расположенном на территории иностранного государства".
По его словам, спор можно перенести в Россию, если иностранным государством были введены санкции в отношении российских физических или юридических лиц, либо если основанием спора российского физического или юридического лица с иностранным контрагентом является факт введения в отношении первого указанных ограничительных мер.
"Факта введения санкций достаточно для того, чтобы обратиться в российский арбитражный суд, - говорит член АЮР. - Как отметил Верховный Суд РФ в определении от 09.12.2021 N 309-ЭС21-6955(1-3), само по себе применение мер ограничительного характера уже создает российской стороне препятствия в доступе к правосудию, в силу чего для перевода спора под юрисдикцию российских арбитражных судов достаточно ее одностороннего волеизъявления, выраженного в процессуальной форме".
Для того, чтобы перенести спор в российский арбитражный суд необходимо подать заявление в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства попавшего под санкции российского лица. "Это может быть исковое заявление либо заявление о запрете инициировать или продолжать судебное разбирательство за рубежом, если есть основания полагать, что такое разбирательство будет инициировано в отношении российского подсанкционного лица либо оно уже началось, - поясняет Владислав Ватаманюк. - В последнем случае речь идет о так называемом антиисковом запрете (anti-suit injunctions). Это запрет, который адресуется противоположной стороне спора - запретить инициировать или продолжать судебное разбирательство за рубежом".
Суд вправе присудить судебную неустойку на случай неисполнения определения суда о запрете инициировать или продолжать судебное разбирательство за рубежом. "За годы существования указанного института в российских арбитражных судах уже сложилась определенная практика применения указанных норм. Здесь можно назвать случаи Уралтрансмаша против польской компании Песо, РЖД против Siemens, БМ-Банка против итальянской компании Rizzani", - рассказал член АЮР.