Кот на плече или сила традиций. Каким получился сборник рассказов Александра Маркова

Фантастика, как и все другие литературные жанры, любит традиции, из которых вырастает что-то новое и тоже становится чем-то классическим и каноническим, и это литературное дерево растет и растет ввысь, пытаясь коснутся небес, и отряхивает с себя все то, что мимолетно и гниет у ее корней, словно листья, от которых через год не остается и следа.
Фото: Предоставлено издательством

Повести и рассказы, вошедшие в сборник Александра Маркова "Кот на плече", именно традиционны, но в данном случае, это звучит, как комплимент.

"Кубок Марса", на мой взгляд, лучшее произведение сборника, это классическая космическая научная фантастика. Быт, рутина вроде бы марсианских первопроходцев, но скорее просто уже вахтовиков, который хочется как-то украсить и разнообразить. И вот один из них придумывает себе невинную забаву, которая оказывается не такой уж и бесполезной, а даже наоборот. Цепляясь одно за другое, начинают развиваться, казалось бы, второстепенные события, которые оживляют и скучный быт, и - неожиданно! - помогают пробудить интерес всего остального мира, падкого на сенсации и яркие моменты, к космонавтике в целом и способствуют, уж извините за штамп, "укреплению дружбы народов". Конечно, сложно вообще представить, когда эти базы будут на Марсе. Но ведь так здорово, стань все это реальностью.

"Договор дороже всего" - фэнтези, даже притча о жадности. Пусть всё происходит в нереальном мире, но ведь так много вокруг людей, которые готовы на всё, лишь бы получить как можно больше прибыли. Они готовы даже уничтожить свой город, потому что в мире есть и другие города, которые тоже можно убить.

В рассказе "Мой первый космический корабль" автор нанизывает одну подробность на другую, делая ситуацию все более и более гипертрофированной, упоминая темнокожих футболистов, играющих в команде "Нефтяник", или о том, как местный олигарх купил дорогую машину и что из этого вышло.

"Мистер Икс" - хорошая стилизация под подростковую романтическую прозу XIX-го века и это то, что сейчас называют янг-эдалт. Правда, финал угадывается. Автор в тексте оставляет отметки, благодаря которым читатель может заранее обо всем догадаться. В этом рассказе, как и в некоторых других из этого сборника, Марков как бы торопится познакомить нас со своими героями, рассказать о них то, что делает их не картонными носителями идей полупрозрачного изобретательства, а живыми людьми. И порой даже переусердствует с этим. Вместо штрихов пробует создавать "картину маслом", как в замечательной повести "Кот на плече", давшей название всему сборнику. С одной стороны, можно было бы обойтись и без этих подробностей, но с другой - они делают историю многослойной и более глубокой. Читатель не скользит по поверхности событий, а погружается в них.

Эти рассказы создают приятное, теплое и уютное настроение. В каждом из них есть история, есть изюминка. А сборник "Кот на плече" более всего близок к традициям советской фантастики начала-середины 70-х, к "Румбам Фантастики" "школы Ефремова". Да и вышел этот сборник в серии, которая продолжает традиции "Библиотеки приключений и научной фантастики", издававшейся на протяжении десятилетий.