И вот, что интересно. Мне. На объективность не претендую - в театре вообще на объективность трудно претендовать. Интересно, почему мои личные театральные итоги крайне редко (почти никогда) совпадают со взглядом неведомого, но очень мощного существа по имени "театральная общественность".
Что я имею в виду? Ну, например. Мне интересно следить за тем, что происходит с театром Гоголя после того, как туда пришел Антон Яковлев. Там происходит жизнь. Скажем, одна из самых ожидаемых (для меня) премьер будущего сезона - спектакль Яковлева по мотивам пьесы Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен" с Максимом Авериным в заглавной роли. А то, что для первого спектакля на большой сцене Яковлев выбрал "Грозу" Островского, мне лично не очень интересно - я уже видел немыслимое количество экспериментов над этой пьесой, но подозреваю, что зритель на этот спектакль найдется.
Зритель вообще пошел в театр Гоголя. Наверное, это не те люди, что ходили в "Гоголь-центр". Однако театральная общественность этот театр жалует не очень.
Как и "Модерн", в котором Юрий Грымов создает театр с совершенно уникальным репертуаром. Я не слышал ни одного не то что ругательного, а не восторженного отклика на его интерпретацию "Войны и мира". Режиссер ставит серию спектаклей по Мережковскому, что, казалось бы, должно вызвать огромный интерес критиков. Нет. Проходят стороной коллектив, живущий явно насыщенной жизнью.
Как и совсем другой, замечательный МХТ имени Чехова. Константин Хабенский делает невероятное: он не только декларирует интересную программу, но следует ей. Театральная общественность присматривается, как бы проверяя, получится у Хабенского или нет. Мне интересно. Хочется верить, что получится.
В чем абсолютно едины все, так это в том, что явилось главным событием уходящего сезона. Безусловно, открытие филиала Театра имени Вахтангова, культурного центра Евгения Вахтангова на его родине, в городе Владикавказе. Тут и сам факт того, что театр дарит региону культурный центр, в котором есть музей великого человека, театральная площадка и просто место для культурного досуга. Тут и чудесный концерт, в котором нашлось место и необходимому пафосу, и душевности, и огромному количеству интересной информации. Но главное, на мой взгляд, в том, что Театр имени Вахтангова доказал, как много полезного может сделать театр. Вообще, расселять старый дом, потом реставрировать, потом создавать в нем новое культурное пространство, да еще открывать все это огромным концертом, казалось бы, - не дело театра. Однако вахтанговцы во главе с Кириллом Кроком доказали: дело театра. Если есть цель, желания и умение.
С уходом гения "Ленком Марка Захарова" стал выпускать много спектаклей, которые, увы, не всегда соответствуют марке этого великого театра. Но в уходящем сезоне случилось событие - "Бег" Булгакова в постановке Александра Лазарева. Это первая самостоятельная работа режиссера, и почему она оказалась сразу такой мастерской и мощной - загадка. Однако факт остается фактом. Очень хочется знать, что Лазарев поставит дальше, просто по-зрительски интересно.
Критики не очень жалуют Малый театр, считая его излишне традиционным, то есть скучным. Не соглашусь. Во всяком случае, премьера Алексея Дубровского "Собачье сердце" не случайно собирает аншлаги. Спектакль - ни разу не повтор знаменитого фильма Бортко, даже сравнивать не стоит. Это своя, очень человечная, я бы сказал, история с мощными актерскими работами. Поэт сказал: "Талант - единственная новость, которая всегда нова", думаю, что талант - это и единственная традиция, которая всегда притягательна. В этом смысле Малый театр, без сомнения, - театр традиции.
И все же... Почему про некоторые театры говорят, а про некоторые нет? Тому могут быть причины глубокие, даже глубинные, а может быть - совсем простые. Например, в театре не умеют работать с интернетом. Скажем, Театру имени Моссовета объявлена едва ли не интернет-война. Все, что делает театр, тут же подвергается жуткой критике - даже показ моссоветовского спектакля по телевидению. Театр то ли не умеет, то ли просто считает бессмысленным отвечать. А между тем, Евгений Марчелли поставил очень интересную версию "Бесприданницы" Островского - спектакль, опять же, совершенно не похожий на знаменитый фильм Рязанова. А сейчас неожиданно репетирует "Бременские музыканты" - премьера в этом сезоне еще должна быть. Худруки редко ставят спектакли для семейного просмотра - посмотрим, что получится. Ничего совсем не говорят про то, что стало происходить в театре "Школа современной пьесы" с приходом туда Дмитрия Астрахана. Уже мало кто помнит, но в свое время он очень интересно руководил Санкт-Петербургским театром комедии, откуда был несправедливо уволен. Получится ли у него в ШСП? Пока ничего не понятно. Остается только верить и надеяться.
Главный итог сезона (тут мы с общественностью тоже согласимся): в наше время театр нужен. Залы полны. Хотелось бы, чтобы театр больше радовал невероятными, непохожими, мощными спектаклями.
Этого всегда хочется. Но почему-то кажется, что сейчас хочется особенно.