14.05.2023 21:13
    Поделиться

    Юристы назвали правовые риски в проектах государственно-частного партнерства

    В рамках XI Петербургского международного юридического форума прошла сессия "Правовые аспекты реализации ГЧП-проектов", организованная "Российской газетой". Эксперты особо отметили, что такие проекты позволяют развивать инфраструктурные проекты: строить школы, дороги, объекты ЖКХ и многое другое. Однако, как подчеркнул один из спикеров сессии, вице-президент Гильдии российских адвокатов, заведующий бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов, система нормативного регулирования в данной сфере только развивается, потому на практике возникает много правовых проблем. Так что бизнесу при реализации подобных проектов требуется особая поддержка юристов.

    "Роль юристов в заключении и исполнении контрактов в сфере ГЧП огромна, - сказал Никита Филиппов. - Один из важных аспектов - только развивающаяся система нормативного регулирования этих отношений. Законы о концессионных соглашениях и о государственно-частном партнерстве несколько раз в год претерпевают существенные изменения, и иное (подзаконное) регулирование также находится в постоянном развитии.

    Утверждаемые правительством формы соглашений являются рамочными, а вопросов, требующих не только согласования, но и закрепления в договорах, огромное количество. Все нюансы взаимоотношений между публичными и частными партнерами, финансирующими организациями, требуют детальной проработки и закрепления в соглашениях".

    Однако на проработке документации роль юристов не заканчивается, подчеркнул эксперт. "Как говорится, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги" - по ходу выполнения соглашений неизбежно возникают проблемы, требующие юридического оформления, - говорит Никита Филиппов. - При недостижении согласия между сторонами ГЧП или концессионного соглашения переговорным путем эти проблемы переходят в судебную плоскость. Статистика неумолима - на 3221 соглашение в рамках ГЧП и концессионных соглашений приходится более 40 тысяч различных судебных актов, от взыскания задолженности до изменения условий контрактов или их расторжения".

    По его словам, особое внимание надо обращать на банкротные риски. "По общедоступным данным в делах о банкротстве было оспорено несколько сотен сделок, заключенных в рамках исполнения соглашений ГЧП и концессионных соглашений, - говорит он. - Слава богу, это в основном сделки банкротов, являющихся контрагентами сторон соглашений ГЧП и концессионных соглашений. Но каждый факт оспаривания влечет убытки и риски для партнёров. И если дальше повышать градус, то есть уже примеры и привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности за доведение предприятий до банкротства именно в связи с неисполнением концессионных соглашений".

    Если же вести речь о рисках уголовного характера, продолжает Никита Филиппов, то их стоит разделить на две категории. Первое: целенаправленное мошенничество, связанное с участием в ГЧП, когда целью такого участия является по сути хищение государственных либо частных средств. Второе: множество известных нам фактов так называемых "пограничных случаев", когда результат невыполнения гражданско-правовых обязательств, связанных с причинением в итоге ущерба государству, расценивается правоохранительными органами как преступление.

    "Не секрет, что грань между предпринимательским риском и мошенничеством проходит исключительно в голове следователя, и именно адвокатам приходится бороться с желанием оценить большинство неэффективных действий руководителей как умышленное хищение или причинение вреда, - говорит Никита Филиппов. - Таким образом, существуют три основные этапа в государственно-частном партнерстве, когда нужно особое внимание уделять юридической стороне. Первое: при составлении соглашения, чтобы подстелить соломку и максимально избежать возникновения рисков. Второе: в ходе его исполнения. Тут имеет значение то, что большинство концессионных соглашений и соглашений ГЧП так или иначе связаны со строительством, а значит, все правовые болезни стройки будут себя проявлять". Это, по его словам, и нигилизм в части документооборота, и излишняя доверчивость обещаниям, мол, сделать надо сегодня, это критически важно, а дополнительный договор. "К сожалению, зачастую это "завтра" не наступает никогда, и мы в суде вынуждены изучать переписку по WhatsApp и с помощью космической фотосъёмки доказывать факт проведения работ, - говорит Никита Филиппов. - А если погода была облачная и на снимках ничего не видно? Тогда выигрываем суды исключительно на даре убеждения".

    Третий этап, по его словам: защита непосредственно в ходе сопровождения спора или иной конфликтной ситуации. "Это правильность ведения претензионной работы, эффективность судебной и тщательность и осторожность при взаимодействии с правоохранительными органами, если его не удаётся избежать, - говорит он. - Не всегда у партнёров соглашения есть свои штатные специалисты по всем направлениям, тогда на помощь приходим мы - юридические консультанты. За более чем 20 лет работы мы накопили огромный опыт во всех этих направлениях и можем оказать реальную практическую помощь".

    В свою очередь, другой спикер, заместитель генерального директора ГК "1520" Владимир Голубев среди самых крупных и значимых ГЧП-проектов выделил и задачи по строительству транспортной инфраструктуры.

    "Существенной поддержкой для долгосрочных стратегических ГЧП-проектов, в том числе, по развитию железнодорожной инфраструктуры, может стать механизм оперативной корректировки существенных условий по действующим договорам", - отметил Владимир Голубев. Еще одним важным аспектом он назвал учет колебания цен, который происходит за время подготовки масштабного проекта к запуску - в среднем за полтора года.

    Заместитель гендиректора по правовым вопросам "Атлант Инвестиции" Кирилл Быков рассказал, что ГЧП-проекты могут стать действенным инструментом в девелопменте, особенно если необходимо уделить повышенное внимание социальным объектам.

    Поделиться