Пока это только эксперимент, который продлится по 1 февраля 2024 года. Участие в нем для предприятий добровольное. Но, как показывает практика, обычно сразу после эксперимента маркировка становится обязательной. Производитель должен будет наносить на свою продукцию специальную цифровую маркировку, по которой можно отслеживать всю информацию о товаре. Потребитель может также свободно увидеть эту информацию с помощью приложения "Честный знак": сканируя коды маркировки, можно проверить подлинность товара и узнать другую информацию о нем.
Как указывали в Минпромторге, с помощью эксперимента планируется опробовать работу системы маркировки для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту безалкогольных напитков, в том числе контрафактных. Также этот инструмент будет использоваться для повышения собираемости налогов и таможенных платежей.
Кроме того, в ходе эксперимента можно будет определить параметры производства и оборота продукции, которая поступает в единую информационную систему. Это позволит корректно начислить акциз на сладкую газировку, который вводится с 1 июля 2023 года.
В Минпромторге отмечали, что у большинства производителей безалкогольных напитков уже есть опыт работы с маркировкой, у них уже установлено необходимое оборудование, поскольку они зачастую производят также упакованную воду, молочную продукцию, а также пиво, в отношении которых уже введена обязательная маркировка.
Тем не менее бизнес выступает против введения маркировки в отрасли, считая, что ее как минимум надо отложить, поскольку она может повлечь критические для отрасли расходы.
Государство поэтапно вводит маркировку различных товаров. Так власти борются с нелегальным рынком. По данным Высшей школы экономики, доля подделок в сегменте безалкогольных напитков превысила 12%.