В "лаврентьевском" лицее N 130 - одном из самых престижных в новосибирском Академгородке - китайский изучает вся параллель седьмых классов. Четыре года назад изучение второго иностранного языка стало обязательным, и поскольку школа входит в ассоциацию дружбы довузовских учреждений России и Китая, то выбрали путунхуа. Это официальный язык КНР, на котором говорит большинство граждан Китая.
...Школьники повторяют правила написания иероглифов. "Строго слева направо, сверху вниз", - напоминает учитель иностранного языка Ольга Бородаевская лицеистам, которые в этот момент скрипят мелом по доске. Это - каллиграфия, и не всем она дается легко. Пропустил нужную черту в иероглифе - и уже глагол "искать" превращается в местоимение "я". Некоторые стараются запоминать иероглифы методом ассоциаций, пусть даже иногда немного нелепых. Так, иероглиф, означающий "английский язык", семикласснику Александру напомнил "телевизор за колючей проволокой".
От прописи школьники переходят к чтению. Ольга Бородаевская показывает карточки с крючками и черточками. Семиклассники хором выкрикивают: "И!", "Сань!", "Сы!" и сразу же переводят на русский. Оказывается, это были цифры. Другие, более сложные, карточки показывают, как два иероглифа образуют слова. Так, например, "врач" состоит из двух значков - "рожденный" и "лечить"; "ученик" - "рожденный" и "учиться"; "хорошо" - "женщина" и "ребенок".
В течение года школьник должен выучить несколько десятков иероглифов. А к концу последней четверти написать с их помощью проектную работу - что-то вроде сочинения на заданную тему. Готовый проект защищают перед комиссией из учителей и одноклассников, отвечают на вопросы, разумеется, на китайском.
- У нас нет цели выучить много иероглифов. Даже младшеклассники в Китае за четыре года обучения запоминают не более двух тысяч знаков, - поясняет Ольга Вадимовна. - Главное - познакомить детей с азами китайского, с инструкцией по написанию иероглифов, чтобы они к концу года, если захотят продолжить изучать язык, делали бы это грамотно. Причем необязательно в школе: благодаря современным словарям, средствам перевода и различным сервисам это можно делать и самостоятельно.
Вообще седьмой класс, по словам экспертов, - оптимальный год для начала изучения китайского. Во-первых, нагрузка позволяет включить два дополнительных урока иностранного. Во-вторых, в возрасте 13-14 лет мозг ребенка уже способен усваивать сложную информацию.
Тринадцатилетняя Алиса - одна из самых активных на уроке. У нее пятерки практически по всем предметам, но иностранными языками интересуется больше всего. "Китайский мне нравится тем, что он тренирует зрительную память. Это сложный язык, но благодаря ему я научилась быстро запоминать текст", - признается школьница
Ее одноклассница Полина уделяет внимание не только языку, но и истории Китая. В этом учебном году она приняла участие в интеллектуальной игре, в которой нужно было продемонстрировать знание ключевых исторических личностей. Еще одна семиклассница - Диана, похвасталась, что в свободное время переводит песни поп-певицы Ланы дель Рей с английского на китайский. Словом, китайский для ребят - урок, который выходит за привычные учебные рамки.
В восьмом классе школьники уже могут выбирать: либо продолжить дружить с иероглифами, либо отказаться от них и добавить французский, итальянский или японский. По опыту лицея пока китайский как второй иностранный язык выбирают после 7-го класса два-три ученика. Девятиклассница Александра Ким - победитель прошлогодней олимпиады по китайскому языку. В этом году уступила участнику из другой школы - его сочинение из трехсот иероглифов жюри оценило выше. Но Саша не сдается - надеется на реванш в следующем году.
Ольга Бородаевская уверена, что язык нужно изучать не только школьникам с прицелом на будущее, но и взрослым для саморазвития. Помогает взглянуть на мир по-новому.
- Сибирь - часть Азии. Изучение китайского языка для познания азиатской культуры, философии и того, что происходит в мире, - необходимо, - говорит педагог. - Я преподавала в одном из университетов в Китае и не уставала удивляться тому, как китайцы относятся ко всему иностранному. Всем интересуются, ничего не отвергают. Предпочитают сначала поучиться чему-то новому, а потом уже решают - нужно им это или нет.